Анализ основных причин / анализ Парето

Анализ основных причин (root cause analysis, RCA) относится к методам решения проблем, которые предназначены для выявления основных причин или событий, породивших анализируемую проблему. В основе этой модели лежит диаграмма Исикавы (ее также называют диаграммой «рыбья кость» или причинно-следственной диаграммой), названная так в честь ее автора Каору Исикавы.

На этой диаграмме показываются причины, вызвавшие основное событие. Впервые этот метод был использован в 1960-е гг. и теперь считается одним из семи базовых инструментов, применяемых при управлении качеством. В их число помимо диаграммы Исикавы также входят гистограммы, контрольные листы, контрольные карты, диаграммы Парето, структурные схемы и диаграммы разброса. Диаграмма Исикавы применяется при анализе основных причин, в ходе которого аналитик старается объяснить разброс параметров конкретного процесса. Этот анализ обычно начинается с выполнения проекта по реинжинирингу бизнес-процессов (BPR) или программы управления качеством, например модели совершенства EFQM. С учетом особенностей рассматриваемой здесь модели мы относим ее к категории операционных.

Причинно-следственная диаграмма, отражающая сбои при выпечке печенья
Причинно-следственная диаграмма, отражающая сбои при выпечке печенья
Диаграмма Парето
Диаграмма Парето

Когда следует применять модель

RCA применяется для объяснения отклонений, имеющихся в любом процессе (или в результатах на выходе любого процесса). Отклонения — это нормальное явление, которое не дает поводов для серьезного беспокойства. Однако нежелательные отклонения могут привести к значительным потерям, повреждениям, задержкам и снижению производительности, особенно если они встречаются в критических процессах. Первый важный шаг, который надо сделать в такой ситуации, — выявить причины отклонений и оценить количественно их влияние. Потом в первую очередь надо уделить внимание основным причинам отклонений. Как правило, обычно их можно устранить достаточно легко. Этот подход особенно полезен для анализа критических процессов, если в них возникают нежелательные отклонения.

Как следует пользоваться моделью

Анализ основных причин начинается с формирования проектной команды, включающей менеджеров, поставщиков, клиентов и служащих. Затем команда выявляет проблему и решает, какие отклонения вызывают самые критичные сбои в работе изучаемой системы. После этого команда составляет карту процессов и выявляет причины, способные вызвать отклонения на этапе сбора данных. Следующим шагом становится определение явлений, которые сильнее всего влияют на проблему, и основных причин, которые их вызывают. Однако не всегда удается выявить основные причины, и тогда целесообразно прибегнуть к «мозговому штурму». В ходе его проведения идентифицированные как основные причины (их обычно предлагается много) записываются на доске, чтобы потом при необходимости их обсудить и уточнить. По результатам изучения предложений вырабатываются рекомендации по решению изучаемой проблемы, которые затем реализуются на практике.

Основные причины можно упорядочить на основе их разделения на самые важные и на те, влияние которых не такое сильное. Такое разделение дает исходные данные, необходимые для составления причинно-следственной диаграммы, которая наглядно показывает возможные причины, вызывающие отклонения. Важно изучить возможную основную причину, отраженную на диаграмме, на детальном уровне, чтобы понять, насколько сильно эта причина себя проявляет. Результаты этого исследования часто представляются в виде диаграммы Парето. Анализ основных причин обычно показывает, что около 80% отклонений вызываются 20% причин.

Критические процессы — процессы, отступление от заранее установленных пара метров которых может непосредственно вызвать ухудшение качества готового продукта.

Выводы

Анализ основных причин не является единой четко сформулированной методологией; можно утверждать, что RCA включает в себя различные инструменты, процессы и философские составляющие. Чтобы добиться максимального эффекта при использовании RCA, рекомендуется начать с самых критических процессов и / или с самых беспокоящих вас отклонений. Первые успехи обычно приводят к последующему более широкому применению модели. Однако постарайтесь не заниматься поисками причин отклонений, которые оказывают лишь незначительное влияние на общую продолжительность производственного цикла, производительность или издержки.