Кайдзен / гемба

Японское слово «кайдзен» буквально означает изменения (кай), проводимые с целью улучшения (дзен). Ключевыми элементами этого подхода являются: качество, усилия, желание проводить изменения и коммуникации. Основой кайдзен является дом гемба , включающий в себя пять составляющих:

  • командную работу;
  • личную дисциплину;
  • высокие нравственные качества;
  • кружки качества;
  • предложения по совершенствованию.

При наличии таких основ в кайдзен основное внимание уделяется устранению так называемой муды (потерь, ненужных трат и неэффективно выполняемых видов работ), применению модели 5S, предназначенной для успешного ведения дел, и стандартизации.

Когда следует применять модель

Кайдзен можно использовать для решения нескольких видов проблем: неэффективности процесса, низкого качества, больших запасов, слишком продолжительного времени доставки заказа и производственного цикла. При применении этой модели сотрудников поощряют высказывать свои предложения по улучшению работы и делать это во время еженедельных встреч (их называют практическими семинарами). Предлагаемые улучшения могут быть как значительными, так и небольшими. В первую очередь кайдзен ориентирована на устранение муды. Потери и ненужные траты бывают самых разных видов. Рассмотрим некоторые из них.

  • Бракованные продукты. Если произведенные продукты имеют низкое качество, потребители отказываются их покупать. Усилия и ресурсы, затраченные на создание таких продуктов, являются бесполезными тратами. Чтобы получить хотя бы какую-то пользу от таких продуктов (а для этого требуется их переработка или другие действия), нужно прибегать к новым процессам менеджмента.
  • Перепроизводство. Такая ситуация возникает, когда единицы продукции изготовляются или приобретаются до того, как в них появляется потребность. Это самый опасный для компании вид ненужных трат, так как он скрывает производственные проблемы. К тому же такую продукцию надо где-то хранить, а также управлять ею.
  • Транспортировка. Каждый раз, когда осуществляется перевозка продукта, возникает риск его повреждения, утраты, задержки с доставкой и многие другие проблемы. Все перемещения требуют затрат, не добавляя при этом ценности. В то же время транспортировка действительно вносит свой вклад в трансформацию продукта, за которую потребитель готов платить.
  • Простои. Они случаются, когда работникам приходится ждать получения нужной продукции с предыдущего этапа производственного процесса. Простои также возникают из-за поломок оборудования. Усилия для позитивных изменений в данном случае надо направлять на обеспечение сбалансированности работы оборудования и осуществление превентивных мер, позволяющих предупредить неплановую остановку оборудования.
  • Избыточные запасы. Независимо от того, представлены они в виде сырья, продуктов незавершенного производства или готовой продукции, избыточные запасы являются капиталовложениями, которые не компенсированы доходом ни производителя, ни потребителя. Если любые из этих видов запасов активно не участвуют в процессе создания добавленной стоимости, имеют место ненужные траты.
  • Перемещение. В отличие от слова «транспортировка», которое связано с продукцией, термин «перемещение» относится к работнику или оборудованию. Перемещение сопровождается такими процессами, как повреждения (травмы), износ и безопасность. При осуществлении перемещений в ходе производства используются капитальные активы, что приводит к затратам.
  • Нерациональный подход. Излишеством этого рода можно назвать, к примеру, использование более дорогого или более ценного по другим характеристикам ресурса, чем тот, который требуется для решения данной задачи, или наделение продукта свойством, которое не нужно потребителю. Этот фактор приводит к появлению особой проблемы. Сотрудникам для поддержания своей компетенции порой приходится решать слишком простые для себя задачи, т. е. их квалификация позволяет им заниматься гораздо более трудными операциями, чем те, которые они выполняют. Ненужные траты можно считать затратами на профессиональную подготовку, что позволяет вывести их из категории «потерь».

Дом гемба — место, где производится продукция или предоставляются услуги.

Модель кайдзен / гемба
Модель кайдзен / гемба

После сокращения ненужных трат на первое место выходит модель 5S (названа так потому, что пять ее элементов на японском языке начинаются с буквы s), предназначенная для успешного ведения дел. Она состоит из следующих компонентов.

  • Сэири (сортировка). Четкое разделение нужного и ненужного и избавление от последнего. Помогает упростить работу.
  • Сэитон (соблюдение порядка). Такая аккуратность помогает повысить эффективность работы благодаря принятию решений о том, где должны находиться материалы, оборудование, файлы и т. п.
  • Сэисо (содержание в чистоте). Каждый человек должен держать свое рабочее место в чистоте, чтобы оно хорошо выглядело и чтобы на нем было удобно работать.
  • Сэикэцу (стандартизация, поддержание порядка). Эффективным способом, обеспечивающим постоянные улучшения, являются регулярность и упорядоченность действий, направленных на поддержание чистоты и организованности на рабочем месте.
  • Сицукэ (дисциплинированность). Личная ответственность за выполнение четырех предыдущих условий. Именно она во многом определяет, будут дела идти хорошо или компания окажется в кризисной ситуации.

Последним строительным блоком в доме гемба является стандартизация. Стандартизация приемов и институализация составляющих 5S делают более легкой работу всех сотрудников компании, в том числе новичков, помогают всем работникам успешнее заниматься постоянным совершенствованием. Важную роль в широком распространении и внедрении кайдзен, модели 5S и стандартизации, а также в координации усилий, прикладываемых в ходе этих процессов, играют топ-менеджеры.

Правильная реализация концепции кайдзен проводит:

  • к повышению производительности;
  • улучшению качества;
  • повышению безопасности труда;
  • ускорению доставок продукции;
  • снижению затрат;
  • повышению степени удовлетворения потребителей;
  • улучшению морального состояния служащих и повышению их удовлетворения от работы.

Как следует пользоваться моделью

При проведении практических семинаров следует выполнить следующие шаги.

  • Сформулируйте проблему, которой вы будете заниматься, и цель семинара.
  • Проанализируйте факты.
  • Предложите возможные решения.
  • Спланируйте действия, необходимые для реализации выбранного решения.
  • Выполните решение.
  • Проверьте и зафиксируйте результаты работы.

Последний шаг — ключевой, поскольку на заключительном этапе семинара кайдзен участники начинают искать возможности для проведения следующего такого семинара, что может затормозить процесс внедрения результатов уже принятого решения в практику.

Выводы

Философия кайдзен обеспечивает высокую динамику изменений, происходящих в компании на производственных уровнях. Скорее всего, самым убедительным аргументом в пользу кайдзен является устойчивость предложенных улучшений, если они реализованы на производственном уровне. Явная простота этого подхода облегчает его реализацию, хотя следует отметить, что представителям некоторых культур не присущ такой же высокий уровень личной дисциплины, какой характерен для японцев.

Кайдзен обладает более высоким потенциалом в ситуациях, когда изменения осуществляются поэтапно, чем при резкой смене политики. Культура, в которой основное внимание уделяется краткосрочному успеху и большим прибылям, для кайдзен не очень подходит. Для успеха при применении этой модели необходимы сотрудничество и дисциплина всех работников на всех уровнях компании.