Длина логистической цепочки

В современном мире мы часто покупаем товары, произведенные в разных частях света, ориентируясь только на цену и качество этих товаров. Однако мы часто забываем о воздействии на окружающую среду процесса доставки товаров. Концепция измерения расстояния, которое проходит товар от производителя до потребителя, впервые была разработана в пищевой индустрии, откуда пошло выражение food miles («продовольственные мили»).

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — какое расстояние требуется преодолеть, чтобы доставить нашу продукцию покупателю?

Теперь продовольственные мили регулярно применяются в качестве показателя, отражаемого на этикетках пищевых продуктов, чтобы потребители имели информацию о длительности их транспортировки (хотя это и не всегда необходимо). Ряд проведенных исследований показывают, что в среднем пищевая продукция «путешествует» от 1500 до 2500 миль при каждой доставке потребителю, это расстояние увеличилось на 25% за период с 1980-х гг. до наших дней.

Измерение расстояния, которое преодолела продукция, дает компаниям представление о воздействии их деятельности на окружающую среду. Длина логистической цепочки может измеряться как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Сбор данных для расчета длины логистической цепочки может быть легко осуществлен путем определения местоположения начала и конца цепи и использования калькулятора расстояний Google Maps. Существует также широкий набор онлайн-средств для расчета продовольственных миль. Длина логистической цепочки может быть определена как для отдельных продуктов или компонентой, которые вы покупаете или продаете, так и для товарной группы и целом.

Формула

Длина логистической цепочки = Расстояние между местом производства и местом окончательной доставки.

Длина логистической цепочки обычно рассчитывается ежегодно или раз в полгода.
Информация о месторасположении поставщиков и клиентов обычно берется из баз данных по закупкам и продажам.

Если расчет логистической цепочки не автоматизирован с помощью соответствующего программного обеспечения, то затраты на сбор данных могут быть достаточно высоки.

Целевые значения

Поскольку каждая логистическая цепочка уникальна, невозможно установить для нее целевые значения. Целью должно быть ее уменьшение или минимизация.

Пример. Давайте рассмотрим производственную компанию, расположенную в Филадельфии, штат Пенсильвания, которая закупает компоненты у поставщика, находящегося в Бостоне. Поставщик доставляет продукцию из Бостона в Филадельфию грузовым наземным транспортом. Используя сервис Google Maps, определяем длину логистической цепочки как 319 миль.

Другой пример связан с национальной службой здравоохранения (НСЗ). В системе логистической цепочки НСЗ функционирует складской комплекс, расположенный в г. Бриджуотер (графство Сомерсет), откуда производится доставка медицинского оборудования в больницы всего юго-запада Англии. Ежедневно 60 грузовиков осуществляют 500 доставок в день в 3000 пунктов (больницы и практикующие врачи). Путем оптимизации больницы городов Бристоль и Бат сумели сократить длину логистических цепочек более чем на 10 400 миль — это примерное расстояние от Бриджуотера до австралийского Сиднея.

Замечания

Иногда при покупке товаров бывает трудно определить место их производства, особенно когда сделки заключаются с посредниками. Счета на оплату и договоры часто содержат информацию о месторасположении посредника, а не производителя.

Кроме того, при расчете дистанции у вас есть выбор — расстояние по дороге или расстояние по воздуху (прямая линия между точками). В этом случае нужно ориентироваться на характер логистической цепочки: если большинство перемещений товара совершается грузовым транспортом, то расстояние высчитывается по дорожному километражу, если же транспортировка осуществляется самолетом из одного города в другой, то расстояние измеряется по воздуху.