Доходность активов

Компании делают инвестиции в материальные активы (оборудование, здания, машины и т. д.) для извлечения прибыли. Компании хотят быть уверенными, что от владения активами они извлекают максимальную прибыль.

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — какова наша способность извлекать прибыль из контролируемых нами активов?

Показатель доходности активов (return on assets, ROA) оценивает прибыльность компании по отношению к контролируемым ею активам и, следовательно, является мерой эффективности использования имеющихся в распоряжении компании активов.

Если величина ROA низкая, то это свидетельствует о низком уровне прибыли по отношению к стоимости имеющихся активов. ROA особенно полезен при сравнении аналогичных компаний из одной отрасли. Если ROA компании ниже среднего значения по отрасли, это говорит о неэффективном использовании бизнес-активов.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Просто возьмите данные из отчета о прибылях и убытках компании и разделите прибыль на стоимость активов.

Формула

ROA = (Чистая  прибыль  за период t / Общая стоимость активов на конец периода t) × 100%.

При использовании этой простой формулы возникают две проблемы.

  1. Компании могут приобретать активы двумя путями — на заемные и собственные средства. Приобретение активов с помощью крупных займов выливается в уплату больших сумм по процентам. При такой структуре капитала необходимо при расчете чистой прибыли учитывать расходы на уплату процентов.
  2. Определение общей стоимости активов на конец периода (например, на конец налогового года) может быть ошибочным, так как чистая прибыль получена с использованием активов, которыми компания владела и ранее. Вот почему имеет смысл брать среднюю стоимость активов за данный период.

Это приводит к следующей модифицированной формуле расчета ROA:

ROA = ((Чистая  прибыль  за период t + Расходы на уплату процентов за период t) / Общая стоимость активов на конец периода t) × 100%.

ROA обычно рассчитывается на ежегодной основе, но отчетность по этому показателю ведется ежеквартально.

Источником информации является отчет о прибылях и убытках компании.

Поскольку необходимая информация является легкодоступной, трудозатраты и стоимость сбора данных минимальны.

Целевые значения

Так как величина ROA существенно варьируется в зависимости от отрасли и сектора экономики, единое целевое значение не устанавливается. Некоторые отрасли весьма капиталоемки (например, сталелитейные, угольные, машиностроительные компании), у других капиталоемкость невелика (например, компании — производители программного обеспечения, рекламные компании, компании, предоставляющие различного рода услуги).

Пример. Давайте рассмотрим компанию, которая получила чистую прибыль за заданный период в размере 10 млн долл. и выплатила за это же время 1 млн долл. по процентам. Стоимость активов компании на начало периода составила 15 млн долл., на конец периода — 22 млн долл.

ROA = ((Чистая прибыль за период t + Расходы на уплату процентов за период t) / Средняя стоимость активов на конец периода t) × 100%.

ROA = ((10 млн + 1 млн) / ((15 млн + 22 млн) / 2)) × 100%.

ROA = (11 млн / 18,5 млн)100%.

ROA = 59%.

Замечания

Ранее мы обсуждали влияние структуры капитала (заемные средства относительно собственных) на показатель ROA. Однако даже с применением модифицированной формулы расчета это влияние сохраняется из-за порядка налогообложения расходов по уплате процентов: компании с крупными займами обычно платят меньше налогов, чем компании, не имеющие займов. Это означает, что у компаний с более высоким соотношением заемных и собственных средств чистая прибыль выше.

Также необходимо отметить, что ROA можно рассчитать только для прибыльных компаний. Сравнение по показателю ROA компаний, имеющих различный уровень прибыльности, может привести к неверным выводам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...