Доходность инвестированного капитала

Доходность инвестированного капитала (return on investment, ROI) или норма прибыли — это показатель финансовой эффективности, используемый для оценки эффективности инвестиций (после или во время инвестиционного периода) либо для сравнения эффективности различных инвестиций (до распределения капитала).

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько успешно мы генерируем устойчивый объем прибыли?

При расчете ROI сравниваются ожидаемые от проекта наиболее ощутимые доходы или выгоды с затратами на внедрение предлагаемой программы или решения. Если говорить кратко, то это отношение полученных или потерянных денежных средств от инвестиции к объему инвестированных денежных средств.

Среди организаций ROI является очень популярным показателем благодаря своей универсальности и простоте и служит хорошей поддержкой в процессе принятия решений. Применяя ROI в проектной деятельности, организации могут подобным же образом использовать ROI и в отношении инвестиций. Если есть возможность выбора инвестиций с более высоким ROI, то инвестиции с более низким ROI могут быть отвергнуты или хотя бы понижены в приоритете.

Анализ ROI в отношении предлагаемых расходов помогает руководству компаний в принятии решений о прекращении или продолжении деятельности. ROI можно разделить на две категории: микро- и мaкpoROI.

МикроROI фокусируется на элементах любого проекта или программы, реализуемых компанией. Для большинства таких элементов характерен укороченный временной период (обычно до года). Примерами являются:

  • проект создания сервиса прямой рассылки;
  • проект разработки печатной рекламы;
  • продвижение продаж.

МикроROI может включать почти все, на что компания тратит деньги и от чего она ожидает положительный финансовый результат за период менее года.

МакроROI относится к общей эффективности главных инициатив компании. Примерами являются:

  • развертывание новой сборочной линии;
  • создание собственной службы грузоперевозок;
  • строительство нового производственного здания.

Возврат инвестиций для такого типа инициатив занимает, вероятно, более одного года и может растянуться на несколько лет.

Хотя расчет ROI осложнен для нематериальных инвестиций (например, развитие знаний), тем не менее он может быть успешно применен при проведении тренинговых программ.

Естественно, ROI является ключевым показателем, за которым следят инвесторы в поисках бизнеса, демонстрирующего положительную доходность своих инвестиций на постоянной основе.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Данные берутся из анализа бухгалтерской отчетности.

Формула

Доходность инвестированного капитала рассчитывается несколькими способами. Например:

ROI = (Доход от инвестиции — Стоимость инвестиции) / Стоимость инвестиции

В этой формуле «Доход от инвестиции» относится к выручке, полученной от продажи результата инвестиции.

ROI также можно рассчитать как отношение чистых выгод к чистым затратам или как отношение прибыли к затратам, умноженное на количество лет.

ROI может определяться в конце программы (источником служат данные по стоимости программы и полученным выгодам).

ROI также определяется в процентах за год (более применимо для долгосрочных проектов). Такой подход дает представление о сроке, необходимом для того, чтобы инвестиции окупились и начали приносить прибыль.

Если доходность равна 33,3% в год, то потребуются три года, чтобы инвестиции окупились.

Если доходность равна 50%, то срок окупаемости — два года, если 200%, то шесть месяцев.

Источником информации являются бухгалтерские данные.

Трудозатраты и стоимость сбора данных зависят от сложности расчета выгод от инвестиций. Сложности могут возникать при недоступности данных по финансовым выгодам либо при использовании более сложных формул расчета (например, конвертация нематериальных выгод в финансовый доход). Если же используются простые формулы, то стоимость и трудозатраты невелики, так как вся информация обычно доступна и содержится в системе бухгалтерского учета.

Целевые значения

Организации устанавливают свои собственные целевые значения, основываясь на отраслевых сравнительных данных. Обычно чем выше инвестиционные риски, тем больше потенциальная доходность и больше потенциальные инвестиционные потери (понимание этой закономерности влияет на установление целевых значений).

Более того, коэффициенты рентабельности типа ROI обычно используются в финансовом анализе для сравнения рентабельности компании во времени либо для сравнения с рентабельностью других компаний. Мнение инвесторов может стать неплохим механизмом установления целевых значений ROI.

Пример. Давайте рассмотрим проект, стоимость внедрения которого составляет 50 000 долл. Полученные чистые выгоды в денежном выражении составили 25 000 долл. Тогда:

ROI = 25 000 / 50 000 = 0,5 =50%.

Другой пример основан на 90-дневной рекламной кампании:

  • период — 90 дней;
  • выручка от продаж — 320 000 долл.;
  • прибыль — 120 000 долл.;
  • стоимость кампании — 200 000;
  • ROI = (Прибыль / Стоимость) × (Дней в году / Период);
  • (120 000 / 200 000) × (360 / 90);
  • ROI = 60% × 4 = 240% (годовая доходность).

В этом примере компания покрыла свои начальные инвестиции в размере 200 000 долл. продажами на сумму 320 000 долл., получив прибыль 120 000 долл.

За 90 дней, которые длилась кампания, была получена доходность в размере 60%. В пересчете на год ROI составила 240%.

Замечания

Неплохо иметь в виду, что формула расчета рассматриваемого КПЭ в зависимости от ситуации может быть модифицирована. Обычно это зависит от того, что включается в расходы и доходность. Расширенная трактовка этих понятий влияет лишь на показатель рентабельности инвестиций, поэтому не существует единственно верного способа расчета.

Например, маркетолог может сравнить два различных продукта путем деления валовой прибыли от реализации каждого продукта на их соответствующие затраты по продвижению. Финансовый аналитик может сравнить те же два продукта, используя полностью иной способ расчета ROI, разделив чистую прибыль от инвестиций на общую стоимость всех ресурсов, использованных при производстве и продаже этих продуктов.

Такая гибкость имеет и обратную сторону, поскольку порядком расчета ROI можно легко манипулировать в зависимости от поставленных целей, а результаты могут быть представлены различными способами. При использовании данного КПЭ организации обязаны иметь четкое понимание исходных установок.

Далее, при расчете годовой и приведенной к году доходности необходимо быть очень внимательными. Годовая доходность — это доходность за единичный период, а приведенная к году доходность — это мультипериодная, т. е. средняя, доходность.

Доходность за год — это доходность инвестиций за период в год, с 1 января по 31 декабря. Приведенная годовая доходность — это доходность за любой период, отличный от года (месяц, два года и т. п.), умноженная на соответствующий коэффициент, чтобы получить сравнительную доходность за год. Например, если доходность в месяц составляет 1%, то приведенная годовая доходность будет равна 12% . Или если доходность за два года составила 10%, то приведенная годовая доходность будет равна 5% .