Ременные передачи

Этот вид гибкой передачи наиболее распространен. По сравнению с другими видами механических передач, ременные передачи позволяют наиболее просто и бесшумно передать крутящий момент от двигателя или промежуточного вала к рабочему органу станка в достаточно широком диапазоне скоростей и мощностей. Ремень охватывает два шкива, насаженных на валы. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивом и ремнем вследствие натяжения последнего. Ременные передачи бывают с плоским ремнем, с клиновым ремнем и круглым ремнем.

Различают ременные передачи: открытую, перекрестную и полуперекрестную.

В открытий передаче (рис. 2, а) валы параллельны друг другу и шкивы вращаются в одном направлении. В перекрестной передаче (рис. 2, б) валы расположены параллельно, но при этом ведущий шкив вращается, например, по часовой стрелке, а ведомый — против часовой стрелки, т. е. в обратном направлении. Полуперекрестную передачу применяют между валами, оси которых расположены в разных плоскостях под углом друг к другу (рис. 2, в).

В приводах машин применяются плоские ремни — кожаные, хлопчатобумажные цельнотканые, хлопчатобумажные шитые, тканые прорезиненные и клиновидные. Используются также шерстяные тканые ремни. В станках применяются главным образом ремни кожаные, прорезиненные и клиновидные. Для уменьшения скольжения ремня вследствие недостаточного трения из-за небольшого угла обхвата применяют натяжные ролики (рис. 2, г), Натяжной ролик представляет собой промежуточный шкив на шарнирно укрепленном рычаге. Под действием груза на длинном плече рычага ролик нажимает на ремень, натягивая его и увеличивая угол обхвата ремнем большого шкива.

Диаметр натяжного ролика не должен быть меньше диаметра малого шкива. Натяжной ролик следует устанавливать у ведомой ветви не слишком близко к шкивам.

передачи с клиновым ремнем

Передача клиновыми (текстропными) ремнями широко распространены в промышленности, они просты и надежны в эксплуатации, Основное преимущество клиновых ремней — лучшее сцепление их со шкивом и относительно малое скольжение. Причем габариты передачи получаются значительно меньше по сравнению с плоскими ремнями.

На рис. 3, а показан клиновидный ремень в сечении; он состоит из нескольких рядов прорезиненной ткани 1, нескольких рядов корда 2
(корд — толстые крученые хлопчатобумажные нити), слоя резины и обертки 4 из прорезиненной ткани. Ремень укладывают в
ручей на ободе шкива 7, и он утапливается настолько, что не касается дна 6 шкива своей поверхностью 5.

Для передачи больших крутяш,их усилий применяют многоручьевые клиноременные приводы со шкивами обола, которые оснащены рядом канавок.
Клиновидные ремни нельзя удлинять или укорачивать, их применяют определенной длины.

ГОСТ предусматривает для клиноременных приводов oбщего назначения семь сечений клиновых ремней, имеющих обозначения О, А, Б, В, Г, Д и Е (О-самое малое сечение).

передачи с плоским ремнем

Номинальная длина клиновых ремней (длина по их внутреннему периметру) от 500 до 1400 мм. Угол натяжения ремня равен 40°.
Клиновидные ремни подбирают по сечению в зависимости от передаваемой мощности и предусматриваемой скорости вращения.

Передачи с широким клиновидным ремнем получают все большее распространение. Эти передачи дают возможность бесступенчато регулировать скорость вращения рабочего органа на ходу под нагрузкой, что позволяет установить оптимальный режим работы. Наличие такой передачи в станке позволяет механизировать и автоматизировать процесс обработки.

На рис. 3, б показана передача с широким клиновидным ремнем, которая состоит из двух обособленных раздвижных ведущего и ведомого шкивов. Ведущий шкив при помощи ступицы 1 закреплен консольно на валу 2 электродвигателя. На ступице закреплен неподвижно конус 3. Подвижной конус 4 закреплен на стакане 5, соединенном при помощи шлицев со ступицей 1, и прижат пружиной 6. Ведомый шкив также состоит из подвижного стакана 8 и неподвижного 9, конусов со ступицей 10, соединенной с валом 11 привода. Управление передачей осуществляется специальным устройством (на рисунке не показано) путем перемещения стакана подвижного ведомого конуса. При приближении конусов 7 к 9 ремень 12 удаляется от оси вращения шкива, одновременно приближаясь к оси вала 2. Ведущий шкив, преодолевая сопротивление пружины 6, изменяет передаточное отношение и частоту вращения ведомого шкива.