Под анализом ключевых компетенций понимается процесс определения того, какие компетенции у вас являются основными, чтобы затем их использовать в полной мере.
Концепцию ключевой компетенции предложили Коимбатур Кришнарао Прахалад и Гэри Хамел, которые дали ей следующее определение: «Это гармоничное сочетание нескольких ресурсов и навыков, благодаря наличию которых компания отличается от других участников рынка». Для того чтобы компетенции были отнесены к категории ключевых, они должны отвечать трем критериям:
- обеспечить потенциальный доступ к самым разным рынкам;
- в значительной степени способствовать получению клиентом желательных для него выгод от приобретенного или полученного им конечного продукта;
- быть трудными для их копирования конкурентами.
Содержание
Почему этот инструмент важен
Анализ ключевых компетенций полезен тем, что поиск и последующее сохранение конкурентного преимущества очень непростое дело. Оно становится еще более трудным, если вы не на 100% уверены, какая именно ключевая компетенция вашей компании является уникальной.
Зачастую мы склонны любоваться созданным нами конечным продуктом или предоставляемой нами услугой и считать, что именно благодаря ему или ей мы уникальны на рынке. Однако при проведении анализа ключевых компетенций изучение не ограничивается только конечными продуктами и услугами; внимание также уделяется и тому, как они создаются или предоставляются, для чего весь процесс их производства подразделяется на отдельные этапы. В результате можно понять, какие ключевые навыки или способности необходимы для их прохождения, а затем эти навыки использовать и в других местах и благодаря этому добиться максимальной выгоды.
Когда следует применять инструмент
Руководство любой компании должно знать, каковы его ключевые компетенции, так как без этого оно не сможет их оптимизировать; поэтому этот анализ следует проводить по крайней мере раз в год.
Кроме того, если вы не знаете, какие ваши компетенции являются ключевыми и кто в вашей компании их обеспечивает, то можете не понимать, что вы их теряете, когда некоторые люди уходят из вашей организации, и осознаете эту утрату только тогда, когда становится слишком поздно.
Вопросы, на которые можно получить ответ с помощью инструмента
Анализ ключевых компетенций может помочь ответить на некоторые вопросы, в том числе следующие.
- Что мы делаем лучше, чем большинство других компаний, действующих в нашей области?
- Какие основные ключевые компетенции мы создали за годы нашей работы?
- Какими должны быть наши ключевые компетенции?
- Можем ли мы лучше использовать наши ключевые компетенции?
- Могут ли они быть успешно использованы для создания новых или других видов продукции?
- Насколько полно разработаны наши ключевые компетенции?
- Где у нас имеются разрывы в наших ключевых компетенциях?
Как следует пользоваться инструментом
Начните с перечисления всех видов деятельности, которые необходимы для производства ваших продуктов или услуг. По сути, это означает подробное описание того, как именно производится продукт или предоставляется услуга с самого начала процесса до момента их покупки. Затем последовательно рассмотрите каждый этап этого процесса и разделите его на отдельные составляющие. Это поможет вам понять, какие компетенции требуются, и поэтому в конце у вас появится карта того, как достигается каждый промежуточный результат.
После этого можно начать находить закономерности (воспользовавшись для этого, например, факторным анализом), чтобы в конечном счете определить, какие компетенции в вашей компании являются ключевыми.
Практический пример
Крупный производитель автомобилей может считать, что их основной компетенцией является производство автомобилей, однако после проведения анализа ключевых компетенций выясняется, что это не так. Разделив производственный процесс на отдельные участки и проанализировав каждый из них, специалисты компании обнаружили, что их ключевая компетенция на самом деле — проектирование и производство двигателей.
Это понимание позволило им исследовать новые рыночные возможности, так как помимо производства автомобилей очень важным конкурентным преимуществом этой компании может стать отличная конструкция их двигателей. В результате сделанного вывода эта компания, традиционно занимавшаяся производством автомобилей, может не ограничиваться только этим видом продукции, а выйти на рынки таких продуктов, как газонокосилки, тракторы или любые другие механизмы, где большое значение имеет конструкция двигателя.
Такой подход к ведению бизнеса очень полезен. Если у вас есть ключевые способности и совокупность навыков, благодаря которым вы уже сейчас опережаете своих конкурентов, почему бы вам не пойти дальше и не использовать эти ресурсы для выхода на новые рынки.
О чем не нужно забывать
Определение ключевых компетенций может принести и другие выгоды выявить и устранить потери или устранить узкие места. Оно также может помочь определить те области, которые требуют своего развития до того, как в них возникнут серьезные проблемы.
Например, если производитель автомобилей из приведенного выше примера не поймет, что их ключевой компетенцией является проектирование двигателя, то в том случае, если их самый опытный инженер-проектировщик объявит, что он уходит на пенсию или переходит в другую организацию, чтобы реализовать там другие возможности, компания может не понять, к каким проблемам приведет утрата этого специалиста.