Анализ лидерства проводится для определения того, насколько сильны лидеры вашей организации. Надо иметь в виду, что содержательное наполнение термина «лидерство» во многом является субъективным. Нам говорят, что великими лидерами люди рождаются, а не становятся, но верно ли это утверждение?
Указанный анализ позволяет рассмотреть различные стороны деятельности лидеров, используя для этого данные, выявляющие хорошие, плохие и даже ужасные ее составляющие.
Содержание
Почему этот инструмент важен
Анализ лидерства важен потому, что само лидерство является важным фактором.
Плохое лидерство, независимо от того, говорим ли мы об уровне бизнеса в целом, отдельного подразделения или команды, ведет к убыткам и не позволяет бизнесу в полной мере реализовать свой потенциал.
Если лидер плохо наделяет полномочиями своих подчиненных и не может добиться их полной вовлеченности, это негативно влияет на результаты, производительность и прибыль.
Когда следует применять инструмент
Лидерство лучше всего оценивать постоянно, а если это невозможно, то через определенные промежутки времени, например, каждые шесть месяцев.
Однако, если человек лишь недавно стал исполнять роль лидера, то, вероятно, целесообразно проводить этот анализ чаще, чтобы оперативно отслеживать его прогресс в этом качестве. Это позволит вам своевременно выявлять любые недостатки и сбои и помогать этому человеку снова вставать на правильный путь.
Вопросы, на которые можно получить ответ с помощью инструмента
Анализ лидерства может помочь ответить на некоторые вопросы, в том числе следующие.
- Насколько сильными являются лидеры в нашей компании?
- Что наши сотрудники думают о своих лидерах и какие чувства они у них вызывают?
- Какой лидерский стиль больше всего подходит для нашей компании?
- Есть ли в нашей компании человек, который в настоящее время не является лидером, но демонстрирует наличие лидерских качеств?
Как следует пользоваться инструментом
Данные о результатах деятельности лидеров можно получить после проведения исследований, фокус-групп, собеседований с сотрудниками или этнографических исследований. Чтобы люди открыто сообщали нужную информацию, сбор необходимых для такого анализа данных целесообразно проводить анонимно. Лишь немногие работники будут чувствовать себя уверенно и без опаски говорить о своем лидере или менеджере, если решат, что этот руководитель может узнать об их мнении.
Кроме того, можно составить поведенческие профили лидеров. Для хороших лидеров свойственны, как правило, определенные черты и характеристики личности. Такие свойства могут быть типичными для этой группы лиц, и поэтому вы можете проанализировать свои лидерские кадры и определить те качества, которые имеются у лучших из них и которых не хватает менее успешным. Такая информация может быть использована для корректировки программ обучения и процессов найма персонала и его поддержки.
Для определения ключевых лидерских качеств, которыми обладают как лучшие лидеры, так и не самые хорошие, очень хорошо подходит анализ текстов.
После него можно провести корреляционный анализ и регрессионный анализ, которые позволяют сравнить характеристики, типичные для хорошего лидерства, с фактическими результатами деятельности. Для этого оценивания можно воспользоваться финансовыми показателями, а также теми данными, которые относятся к степени удовлетворенности сотрудников своей работой или текучести кадров в компании.
Практический пример
Для развития лидерских качеств у руководства компании в Google решили получить ответы на два вопроса.
- Благодаря чему менеджер становится великим?
- При каком стиле поведения менеджерам очень трудно исполнять свои роли?
Взяв за основу результаты подробного аналитического исследования лидерских качеств, при проведении которого использовались интервью с менеджерами, всесторонние опросы сотрудников компании, а также регрессионный анализ таких составляющих, как результаты работы сотрудников и степень их удовлетворения работой, в Google смогли выделить восемь стилей поведения, благодаря которым менеджер Google становится великим.
- Он хороший наставник.
- Он делегирует полномочия членам своей команды и не пытается руководить ими при решении повседневных задач.
- Он выражает интерес/обеспокоенность, если речь идет об успехе членов его команды и их личном благополучии.
- Он продуктивно работает и ориентирован на достижение необходимых результатов.
- Он хороший коммуникатор: умеет слушать других и доводить до них необходимую информацию.
- Он помогает подчиненным подниматься по карьерной лестнице.
- У него четкое видение/стратегия для своей команды.
- Он обладает важными техническими навыками, благодаря чему может давать компетентные советы членам своей команды.
Кроме того, исследование позволило выявить три главные причины, по которым менеджерам очень трудно исполнять свои роли.
- Их назначение на должность происходило в жестком ключе (например, неожиданное повышение или приглашение из другой организации, после которого период профессиональной подготовки был слишком коротким).
- У них нет четко сформулированной философии управления показателями деятельности команды и карьерного развития, из- за чего их подход не всегда одинаковый.
- Они тратят слишком мало времени на управление и общение. Получив эту ценную информацию, Google теперь два раза в год проводит всесторонние исследования, в ходе которых изучаются указанные направления деятельности и поведения менеджеров. Такая практика выступает в роли системы раннего предупреждения, так как она позволяет своевременно выявлять и лучших менеджеров, и тех, у которых в работе возникают большие трудности. Кроме того, в Google е учетом сделанных выводов пересмотрели процессы профессиональной подготовки менеджеров и найма руководителей.
О нем не нужно забывать
Хотя в настоящее время можно воспользоваться уже имеющимися типовыми моделями оценивания лидерских качеств, всегда лучше создать собственную модель, основанную на том, какие лидерские характеристики особенно ценятся в вашей организации и соответствуют ее корпоративной культуре.
Чтобы понять, благодаря чему лидер становится великим в вашей компании, воспользуйтесь данными и информацией, которые можно получить с помощью других аналитических инструментов, таких как анализ результатов работы сотрудников и анализ корпоративной культуры.
Приведенный выше пример очень убедительно показывает, почему компании Google удалось добиться успеха в стремлении выявлять лидеров, показывающих намного более высокие результаты, чем остальные. Для этого она специально выделила время, чтобы выяснить, какое лидерство является лучшим в рамках ее уникальной корпоративной культуры.