Анализ DuPont

Чтобы показать, как разные факторы влияют на важнейшие финансовые показатели компании, например на рентабельность используемого капитала (return on capital employed, ROCE) или рентабельность собственного (акционерного) капитала (return on equity, ROE), можно воспользоваться анализом DuPont.

Хотя упомянутые коэффициенты можно рассчитать на основе простых формул, эта модель помогает более глубоко разобраться во всех основных составляющих, которые входят в эти коэффициенты. Применяемый в этом случае подход напоминает анализ чувствительности — в том смысле, что с его помощью можно спрогнозировать изменчивость одной или нескольких исходных переменных. Этот инструмент хорошо знаком специалистам, занимающимся управлением закупками, так как он наглядно демонстрирует, насколько сильно эффективно осуществляемые закупки могут влиять на рентабельность.

Когда следует применять модель

Описываемой здесь моделью можно пользоваться по-разному. Во-первых, ее можно использовать как основу для проведения бенчмаркинга, т. е. для сравнения результатов деятельности разных компаний, действующих в одной отрасли, чтобы получить ответ на вопрос, почему одним компаниям удается добиваться высокой прибыли, а другим нет. Во-вторых, при помощи нее можно спрогнозировать влияния, которые окажут рассматриваемые возможные управленческие действия на финансовые показатели.

Анализ DuPoint
Анализ DuPoint

Анализ DuPont может выявить значительные различия в показателях в разных отраслях. Если анализируется ROE, его высокое значение может быть обусловлено либо «производительностью труда», либо «эффективностью капитальных вложений». Отрасли с высокой оборачиваемостью (например, розничная торговля) обычно имеют низкие показатели маржи прибыли, высокие по оборачиваемости активов и средние для коэффициента собственного капитала. В то же время есть отрасли, к примеру индустрия моды, которые в значительной степени зависят от того, насколько у них высока маржа прибыли. Если же взять финансовый сектор, ROE здесь главным образом определяется большим левериджем — получением большой прибыли при относительно малых активах. Поэтому при анализе ситуации и выработке предложений о том, как можно повысить рентабельность конкретной компании, надо очень внимательно относиться к выбору компаний-конкурентов для сравнения.

Прибыль на собственный капитал
Прибыль на собственный капитал

Как следует пользоваться моделью

При проведении анализа DuPont выполняются следующие шаги.

  1. Введите в модель базовую информацию. В частности, уточните данные по продажам, беспроцентным обязательствам, общим издержкам, капиталу, оборотным и внеоборотным активам.
  2. Рассчитайте другие показатели, включенные в формулы, которые указаны на рис. 28.2. После этого вы получите общее представление о рентабельности компании.
  3. Определите, что можно улучшить и как это отразится на расходах, продажах и активах. Можно рассчитать влияние измерений (потенциальных улучшений) и использовать эти данные как исходные для модели, которая в свою очередь покажет, как изменятся значения ROCE, ROA (return on assets — рентабельность активов) и ROE.
  4. Сравните результативность разных действий, направленных на улучшение показателей деятельности, с учетом требуемых для их выполнения ресурсов (времени, денег и организационных усилий), и то, каким будет их итоговое влияние на рентабельность.

Что обязательно следует делать

  • Анализируйте конкурентов, чтобы понять, как они добиваются своих значений ROCE, ROA и / или ROE. Такое изучение поможет вам выявить области, требующие совершенствования.
  • Проанализируйте, какие показатели являются базовыми для повышения рентабельности.

Чего никогда не следует делать

  • Не рассматривайте эту  модель как инструмент принятия решений. Сравнение влияния действий, направленных на улучшение, — это только первый шаг. Затем зачастую требуется провести детальный анализ, чтобы оценить, какими могут быть возможные исходы потенциальных действий по улучшению.
  • Не умаляйте важности нефинансовых аспектов, которые при этом подходе не учитываются.

Выводы

Анализ DuPont помогает выявить факторы, которые больше других влияют на рентабельность. Однако определение этих факторов — это лишь полдела. Затем надо сделать следующий шаг — найти те действия, выполнение которых приведет к повышению рентабельности. Конечно, управление проектом, предназначенным для решения этой задачи, на практике является трудным делом. Найти наиболее подходящие варианты помогает такой вид анализа, как анализ основных причин / анализ Парето. А для измерения динамики продвижения компании к новым поставленным целям, выраженным в виде важнейших параметров, можно воспользоваться сбалансированной системой показателей (включающей ключевые показатели деятельности). Но не надо забывать о том, что анализ DuPont фокусируется лишь на финансовых показателях, т. е. при его проведении не учитываются другие не менее важные факторы, такие как, скажем, мотивация работников.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...