Модель 7S по своему предназначению является диагностической и особенно полезна для применения в эффективно действующей компании. Первоначально эта модель создавалась для организации деятельности компании таким образом, чтобы обеспечить ее эффективность.
Чтобы реализовать эту стратегию, нужно учесть все семь основных составляющих: стратегию, структуру, системы, навыки и умения, персонал, стиль и общие ценности (рис. 1). В основе этой модели лежит одна важная идея: все эти семь составляющих должны быть согласованы друг с другом, так как в этом случае происходит их усиление.
Название этой модели связано с тем, что на английском языке перечисленные семь составляющих начинаются с буквы S, соответственно: Strategy, Structure, Systems, Skills, Staff, Style и Shared Values.
Семь взаимозависимых организационных элементов при классификации делятся на две группы: «жесткую» и «мягкую». В «жесткую» группу (или определяемую рациональным способом, или материальную по своей природе) включают стратегию, структуру и системы, в «мягкую» (эмоциональную) — общие ценности, стиль, персонал и навыки и умения. Вот как трактуется содержательное наполнение каждой из основных составляющих модели 7S.
- Стратегия. Под ней понимаются цели компании и те действия, которые она осознанно выбрала, чтобы добиться этих целей, в том числе расстановка приоритетов по некоторым продуктам и рынкам или распределению ресурсов.
- Структура. Это понятие относится к организационной структуре, иерархии и координации, а также включает разделение труда и интеграцию задач и видов деятельности.
- Системы. К ним относятся первичные и вторичные процессы, которыми компания пользуется для решения своих задач, например для обеспечения работы производственных систем, планирования поставок и получения заказов.
- Общие ценности. В них включают ценности, определяющие и обусловливающие существование компании. Поэтому понятно, почему на рис. 1 эта составляющая помещена в середину. К ним, в частности, относятся основные убеждения и ожидания сотрудников, которые они связывают со своей компанией.
- Стиль. Свидетельствует о том, как руководители и менеджеры расставляют приоритеты в своей работе и распределяют свое рабочее время. Стиль компании проявляется, помимо прочего, и в том, как начальство относится к подчиненным.
- Персонал. Это люди, работающие в компании и рассматриваемые как коллектив.
- Навыки и умения. К этой категории относят отличительные способности работников и компании в целом.
Содержание
Когда следует применять модель
Модель 7S представляет собой соответствующий контрольный список, позволяющий определить и проанализировать важнейшие составляющие компании. Она позволяет проводить это изучение целенаправленно и в то же время рассматривать положение дел в «жесткой» и «мягкой» перспективах. Эту модель можно применить для анализа нынешнего положения компании или изучения ее будущего состояния. Такое изучение может помочь выявить разрывы и несогласованности между различными этапами развития. К этой модели также можно прибегнуть и для оценки осуществимости стратегического плана с точки зрения того, насколько компания способна добиться успеха в реализации предлагаемой стратегии.
Как следует пользоваться моделью
Если вы хотите с помощью модели 7S оценить влияние предлагаемой стратегии на компанию, лучше всего представить модель 7S в матричной форме, где будут перечислены конфликты и возможные решения или комбинации 7S (рис. 2). Затем решите либо как скорректировать стратегию, либо как надо изменить компанию, чтобы выбранная стратегия подходила ей. Если вы будете действовать строго в соответствии с этой моделью, она окажется для вас более полезной, чем большинство других моделей, которые предлагались до этого.
В качестве примера рассмотрим сеть супермаркетов Sammy’s. В настоящее время Sammy’s уходит от своей традиционной модели розничной торговли, ориентированной на средний класс, и хочет заняться продажей на рынке свежих бакалейных продуктов, оказанием полного набора услуг, в том числе качественного обслуживания. Первоначальное решение нанять специалистов может пойти вразрез с предложенной ими стратегией.
Обратите внимание на то, что разработчики модели 7S намеревались использовать ее гораздо более сложным образом: они в свое время заявляли, что успех компании зависит от того, насколько успешно руководители и менеджеры занимаются векторами разногласий (находящихся на противоположных полюсах) составляющих 7S или их значениями (рис. 3). Наиболее умело действующие компании превращают возникающие у них конфликты в дополнительный выигрыш.
Выводы
7S является понятной и хорошо отработанной диагностической моделью. Однако при использовании ее «мягких» составляющих можно столкнуться с некоторыми трудностями, так как задать их в количественном виде, чтобы можно было их измерять, довольно трудно. Из-за этого модель 7S часто используют в «урезанном» виде: контрольный список подменяется обычными вопросами. В результате комплексного применения этой модели, предусматривающего анализ взаимодействия всех составляющих или изучение конфликтов, возникающих в этом случае, зачастую не происходит. В таком виде эта модель, конечно, не приводит к каким-либо по-настоящему значимым улучшениям. Ведь формирование новой организационной способности требует понимания не только того, почему нынешние способности оказываются недостаточными. Однако существует множество дополняющих моделей, которыми можно воспользоваться на уровне отдельных составляющих 7S и с их помощью выявить не учтенный до этого потенц