Шесть сигм

Название «шесть сигм» (6 sigma) заимствовано из терминологии статистики. Сигма — это математический символ, используемый для обозначения среднеквадратического отклонения. «Шесть сигм» — это такой уровень эффективности процесса, при котором на каждый миллион возможностей или операций приходится не более 3,4 дефекта.

Такого уровня можно добиться за счет сокращения изменений в процессе и осуществления контроля за ним. Чтобы выйти на такой уровень качества, надо улучшить процессы. Однако улучшение процессов и повышение качества продукции сами по себе не являются конечными целями этого подхода. Такой целью выступает улучшение финансовых результатов.

Впервые модель шести сигм стали применять в компании Motorola. Чтобы справиться с жесткой конкуренцией со стороны японских компаний, руководство Motorola в 1987 г. начало уделять повышенное внимание качеству своей продукции. Инженеры компании пришли к выводу, что прежняя норма числа дефектов из расчета на 1000 единиц продукта перестала быть допустимой. Они решили измерять этот параметр из расчета на 1 миллион единиц. Затем этот подход был усовершенствован в компаниях Allied Signal и General Electric. Благодаря такой модели эти компании добились больших успехов, так как сэкономили миллиарды долларов и при этом повысили степень удовлетворения запросов своих потребителей. В настоящее время проекты категории «шесть сигм» реализуются не только в производственной сфере, но и в сфере услуг.

Сторонники модели шести сигм утверждают, что настойчивое стремление к снижению вариативности обязательно приведет к устранению проблем, связанных с процессом и бизнесом. Используя набор статистических инструментов, чтобы разобраться в степени вариативности процесса, менеджеры потом могут прогнозировать ожидаемые результаты, которые будут получены на выходе этого процесса. Если этот результат их не устраивает, можно прибегнуть к другим статистическим инструментам, чтобы более глубоко изучить отдельные элементы, влияющие на данный процесс.

Шесть сигм
Шесть сигм

Когда следует применять модель

Модель шести сигм применяется для улучшения показателей эффективности деятельности компании за счет выявления и устранения дефектов. Проект категории «шесть сигм» помогает добиться более высоких финансовых результатов, что становится возможным благодаря повышению качества продукции и надежности процесса. Каждый такой проект должен быть ориентирован на более высокие финансовые показатели и на снижение затрат. Философия шести сигм строится на допущении, что топ-менеджеры не должны позволять начинать проект, если экономия от его реализации составит меньше 175 ООО долл.

Шесть сигм — это метод, осуществляемый по принципу «сверху вниз», поэтому менеджерам надо доводить цель каждого проекта до персонала. Работники ведут проекты до их окончания, придерживаясь четкой последовательности действий. При участии в проекте категории шести сигм сотрудники играют следующие роли:

  • «чемпиона» из числа топ-менеджеров. Это главный исполнительный директор или другой старший руководитель, входящий в управленческую команду, который очень хорошо разбирается в сущности таких проектов;
  • мастера «черный пояс». В этом качестве выступает приглашенный внешний консультант, который готовит «черных поясов» и помогает при реализации проектов категории «шесть сигм»;
  • «черного пояса». Так называют лидеров проектов, осуществляющих общее руководство при выполнении проектов этого рода;
  • «зеленого пояса». Это лидеры проектов, которым поручена часть проекта и которые занимаются ее реализацией;
  • члена проектной команды. Каждый «зеленый пояс» получает в свое подчинение проектную команду. Ее члены, сотрудники компании, проходят сначала соответствующую подготовку по применению инструментов модели шести сигм.

Любой проект категории «шесть сигм» в каждой компании уникален. Тем не менее можно сформулировать ряд общих рекомендаций, следуя которым можно с большей вероятностью добиться успеха при реализации таких проектов. Это:

  • хорошее понимание сущности статистических инструментов и приемов;
  • выделение достаточных ресурсов на этапе формулировки проекта;
  • выделение достаточных ресурсов на этапе реализации проекта;
  • эффективный менеджмент, лидерство и необходимый уровень вовлеченности руководителей и менеджеров;
  • осуществление необходимых преобразований корпоративной культуры до начала реализации проекта;
  • наличие эффективно работающей схемы коммуникаций;
  • должная подготовка членов команд, которые будут заниматься реализацией проекта;
  • наличие «черных поясов», которые могут в случае необходимости оказать требуемую поддержку.

Как следует пользоваться моделью

Модель шести сигм включает в себя пять шагов: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль (эта последовательность называется DMAIC — по первым буквам английских глаголов, эквивалентных по содержанию приведенным выше существительным на русском языке (в том же порядке): define, measure, analyse, improve и control).

  1. Определение. Прежде всего это касается выбора процессов, которые надо улучшить, и задания целей по улучшению (SMART).
  2. Измерение. После завершения этапа определения происходит сбор данных, которые нужны для оценки текущих показателей процесса, чтобы затем их можно было сравнить с будущими результатами.
  3. Анализ. На этом шаге анализируется разница между текущим положением дел, связанным с изучаемым процессом, и желательным состоянием.
  4. Улучшение. На основе результатов анализа осуществляется оптимизация процессов.
  5. Контроль. Улучшенные процессы должны контролироваться.

Выводы

В состав модели шести сигм входят как «жесткие» приемы, так и «мягкие». К «жестким» относятся структурированный подход к решению проблем, инструменты стратегического контроля процессов (применяемые в соответствии с методологией DMAIC) и приемы управления проектом. В число «мягких» включены управление персоналом, поддержка креативности и мотивация добиваться совершенства.

Метод DMAIC

В проектах категории «шесть сигм» активно прибегают к бенчмаркингу. Важные характеристики продукта, клиента, внутреннего процесса и производственной системы сравниваются с продуктами и процессами, выпускаемыми и применяемыми конкурентами. Такой подход особенно полезен для финансово ориентированного менеджмента, так как сопоставление на уровне процессов помогает воспользоваться приемами модели шести сигм.

Для проектов этой категории, конечно, важно наличие видения и энтузиазма, но в первую очередь успех их реализации определяется хорошо разработанной системой профессиональной подготовки, получаемой поддержкой и соблюдением последовательности действий в ходе выполнения.

SMART = Specific (специфический), Measurable (измеряемый), Acceptable (приемлемый), Realistic (реалистический) и Time-specific (привязанный ко времени).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...