Компании делают инвестиции в материальные активы (оборудование, здания, машины и т. д.) для извлечения прибыли. Компании хотят быть уверенными, что от владения активами они извлекают максимальную прибыль.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — какова наша способность извлекать прибыль из контролируемых нами активов?
Показатель доходности активов (return on assets, ROA) оценивает прибыльность компании по отношению к контролируемым ею активам и, следовательно, является мерой эффективности использования имеющихся в распоряжении компании активов.
Если величина ROA низкая, то это свидетельствует о низком уровне прибыли по отношению к стоимости имеющихся активов. ROA особенно полезен при сравнении аналогичных компаний из одной отрасли. Если ROA компании ниже среднего значения по отрасли, это говорит о неэффективном использовании бизнес-активов.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Просто возьмите данные из отчета о прибылях и убытках компании и разделите прибыль на стоимость активов.
Формула
ROA = (Чистая прибыль за период t / Общая стоимость активов на конец периода t) × 100%.
При использовании этой простой формулы возникают две проблемы.
- Компании могут приобретать активы двумя путями — на заемные и собственные средства. Приобретение активов с помощью крупных займов выливается в уплату больших сумм по процентам. При такой структуре капитала необходимо при расчете чистой прибыли учитывать расходы на уплату процентов.
- Определение общей стоимости активов на конец периода (например, на конец налогового года) может быть ошибочным, так как чистая прибыль получена с использованием активов, которыми компания владела и ранее. Вот почему имеет смысл брать среднюю стоимость активов за данный период.
Это приводит к следующей модифицированной формуле расчета ROA:
ROA = ((Чистая прибыль за период t + Расходы на уплату процентов за период t) / Общая стоимость активов на конец периода t) × 100%.
ROA обычно рассчитывается на ежегодной основе, но отчетность по этому показателю ведется ежеквартально.
Источником информации является отчет о прибылях и убытках компании.
Поскольку необходимая информация является легкодоступной, трудозатраты и стоимость сбора данных минимальны.
Целевые значения
Так как величина ROA существенно варьируется в зависимости от отрасли и сектора экономики, единое целевое значение не устанавливается. Некоторые отрасли весьма капиталоемки (например, сталелитейные, угольные, машиностроительные компании), у других капиталоемкость невелика (например, компании — производители программного обеспечения, рекламные компании, компании, предоставляющие различного рода услуги).
Пример. Давайте рассмотрим компанию, которая получила чистую прибыль за заданный период в размере 10 млн долл. и выплатила за это же время 1 млн долл. по процентам. Стоимость активов компании на начало периода составила 15 млн долл., на конец периода — 22 млн долл.
ROA = ((Чистая прибыль за период t + Расходы на уплату процентов за период t) / Средняя стоимость активов на конец периода t) × 100%.
ROA = ((10 млн + 1 млн) / ((15 млн + 22 млн) / 2)) × 100%.
ROA = (11 млн / 18,5 млн)100%.
ROA = 59%.
Замечания
Ранее мы обсуждали влияние структуры капитала (заемные средства относительно собственных) на показатель ROA. Однако даже с применением модифицированной формулы расчета это влияние сохраняется из-за порядка налогообложения расходов по уплате процентов: компании с крупными займами обычно платят меньше налогов, чем компании, не имеющие займов. Это означает, что у компаний с более высоким соотношением заемных и собственных средств чистая прибыль выше.
Также необходимо отметить, что ROA можно рассчитать только для прибыльных компаний. Сравнение по показателю ROA компаний, имеющих различный уровень прибыльности, может привести к неверным выводам.