Мировое потребление энергии неуклонно растет, в то время как запасы ископаемых ресурсов (основных источников энергии) уменьшаются, а цены на энергоресурсы повышаются. Мы вряд ли ошибемся, предположив, что цены на энергию продолжат расти и что защита окружающей среды будет приобретать все более важное значение.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько мы уменьшаем наше энергопотребление?
Что касается бизнеса, то для него имеет финансовый и этический смысл инвестировать средства в энергосберегающие проекты и в проекты по возобновляемой энергии. Более того, многие государства серьезно озабочены проблемами энергопотребления. Например, в Великобритании принят акт, называемый «Обязательства по снижению выбросов парниковых газов», согласно которому организации, потребляющие более 6000 МВт-ч в год, обязаны платить за свои выбросы парниковых газов и предоставлять по ним отчетность.
Учет энергопотребления дает возможность компаниям отслеживать экономию средств и оценивать их усилия по сохранению окружающей среды. Легче всего отслеживать энергопотребление с помощью учета объема закупленных энергоресурсов.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Данные по объему потребления энергии и стоимости ее покупки предоставляет ваш поставщик энергии. Вы просто используете эту информацию для определения ключевого показателя эффективности (КПЭ).
Формула
Общий объем энергии, закупленный в течение определенного периода.
В зависимости от расчетного периода измерения производятся ежемесячно или ежеквартально.
Данные поступают от поставщика энергии.
Так как данные предоставляются внешним поставщиком, их стоимость для вас равна нулю.
Целевые значения
В связи с неравномерным потреблением энергии компаниями невозможно дать целевые значения показателя энергопотребления. В качестве установления внутренней начальной цели по снижению энергопотребления рекомендуется сделать следующее: проанализировать текущий уровень энергопотребления и снижать его, например, ежегодно на 15-20%.
Пример. Компания Nestle, которая считает себя мировым лидером по производству продуктов питания, товаров для здоровья и красоты и владеющая такими марками, как Nescafe, Pure Life, KitKat, Haagen-Dazs, Purina, Smarties и Munch Bunch, установила для себя цель стать самой энергоэффективной продовольственной компанией. Начиная с 2000 г., Nestle снизила энергопотребление почти на 3% при одновременном увеличении производства на 73%. В течение следующих пяти лет Nestle снизила энергопотребление на 5% для каждой основной категории продукции.
Другой компанией, взявшей на себя обязательства по снижению использования энергоресурсов, является телефонный и коммуникационный гигант Vodafone. Эта компания рассматривает показатель энергопотребления как ключевой КПЭ и отражает его в своей ежегодной отчетности.
Государства, которые подписали Киотский протокол, тщательно следят за энергопотреблением в государственном секторе экономики и государственных организациях и принимают меры по его снижению. Например, Университет Ноттингем Трент регулярно отчитывается об уровне своего энергопотребления:
Год | Энергопотребление, кВт ч | Изменение, % |
2005/2006 | 65 916 243 | |
2006/2007 | 56 112 380 | -14,87 |
2007/2008 | 59 387 350 | -9,90 |
2008/2009 | 59 964 377 | -9,03 |
2009/2010 | 60 937 420 | -7,55 |