Инновации являются критическим фактором успеха в любой отрасли. Поскольку жизненный цикл продукта и услуги становится все короче и короче, компаниям необходимо обеспечивать разработку новых продуктов и услуг. Количество и потенциал любого создаваемого нового продукта или услуги (поток инноваций) имеют важное значение для любого бизнеса или организации, будь это крупная фармацевтическая компания, которая должна обеспечивать интенсивный поток продукции для замены существующих лекарств или больницы, которым необходимо искать новые и инновационные способы предложения своих услуг.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько велик потенциал нашего потока инноваций?
Исследование Глобального института Маккинзи показывает, что большая доля компаний, даже тех, кто зависит от уровня инноваций, не измеряют свою инновационную эффективность или потенциал. Если же оценки проводятся, то на основе таких несовершенных КПЭ, как, например, процент от дохода, направленный на финансирование НИОКР.
Потенциал потока инноваций (innovation pipeline strength, IPS) можно оценить путем анализа величины потенциального дохода от создаваемого продукта или услуги, а также потенциала вывода инновационного решения на рынок.
Измеряя потенциал потока инноваций, компании получают представление о своем потенциальном будущем и о потенциальной рентабельности инвестиций в НИОКР.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Потенциал потока инноваций определяется с использованием информации о ключевых инновационных проектах и оценок потенциального будущего дохода от этих проектов.
Формула
IPS = Σ (Инновационный проект × Потенциальный будущий доход).
В некоторых компаниях определяют период, за который ожидается получение дохода (например, 6, 12 или 24 месяца после запуска проекта), и добавляют вероятность, чтобы учесть возможность коммерческого провала инновационного проекта.
Обычно IPS рассчитывается ежеквартально, однако частота может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от продолжительности инновационных циклов.
Источником информации является внутренняя аналитика организации.
Поскольку необходимо проводить анализ инновационных проектов и оценивать потенциальные будущие доходы, затраты на измерение IPS могут быть довольно солидными.
Целевые значения
Достоверных целевых значений показателя не существует. Иногда можно обнаружить уже проведенный анализ по отрасли (например, среди фармацевтических компаний) и использовать его результаты для установления целевых значений.
Пример. Рассмотрим пример с компанией, которая занимается разработкой двух новых инновационных продуктов (А и Б) и одной инновационной услуги (В).
С продуктом А компания выходит на абсолютно новый рынок, и ожидаемый доход за первый год составляет 500 ООО долл., за второй год — 750 000 долл.
Продукт Б заменит существующий продукт, приносящий ежегодный доход в 250 000 долл. Компания ожидает, что доход увеличится до 300 000 долл. за счет новых свойств продукта Б, которые привлекут новых покупателей и, таким образом, приведут к увеличению дохода на 50 000 долл. ежегодно.
Услуга В является новой для существующих продуктов компании, и ожидаемый доход от ее внедрения составляет 60 000 долл. ежегодно.
В компании также проведен анализ сценариев внедрения инноваций (наилучшего и наихудшего), в котором учтены возможность провала выхода продукта А на новый рынок и создание конкурентами более привлекательных продукта Б и услуги В. Все исходные данные сведены в таблицу.
Инновация | Ожидаемый доход | Наибольший доход | Наименьший доход | |||
12 мес. | 24 мес. | 12 мес. | 24 мес. | 12 мес. | 24 мес. | |
Продукт А | 500 000 | 750 000 | 750 000 | 1 000 000 | 100 000 | 100 000 |
Продукт Б | 50 000 | 50 000 | 100 000 | 100 000 | 0 | 0 |
Услуга В | 60 000 | 60 000 | 80 000 | 80 000 | 0 | 0 |
Индивидуальный потенциал:
- продукт А за 12 месяцев = 500 000 (+250 000, -400 000);
- продукт Б за 12 месяцев = 50 000 (+50 000, -50 000);
- услуга В за 12 месяцев = 60 000 (+20 000, -60 000);
- продукт А за 24 месяца = 500 000 + 750 000 = 1 250 000 (+500 000, -1 050 000);
- продукт Б за 24 месяца = 50 000 + 50 000 = 100 000 (+100 000, -100 000);
- услуга В за 24 месяца = 60 000 + 60 000 = 120 000 (+40 000, -120 000).
Общий IPS (за 12 месяцев) = 500 000 + 50 000 + 60 000 = 610 000 (+320 000, -510 000).
Общий IPS (за 24 месяца) = 1 470 000 (+640 000, -1 270 000).
Замечания
Так как рассматриваемый ключевой показатель эффективности (КПЭ) является оценкой будущих доходов от внедряемых инноваций, а получение этих доходов сопряжено с рисками и неопределенностями, рекомендуется представлять отчетность по потоку инноваций в графическом виде для наглядного показа возможных сценариев (рис. 1).