Совокупный доход акционеров

Причиной, по которой большинство акционеров инвестируют денежные средства в компанию, является максимальное увеличение дохода от инвестиций.

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько успешно мы обеспечиваем доход нашим акционерам?

Совокупный доход акционеров (total shareholder return, TSR) является ключевым показателем, поскольку он отражает изменения в капитале или ценности компании за определенный период (как правило, за один год).

TSR сочетает повышение цены акции и дивиденды (часть прибыли компании, выплаченной акционерам) для отражения совокупного дохода акционеров.

TSR является значимым показателем, так как он представляет собой хорошо понятные цифры совокупной финансовой выгоды для акционеров. Величину TSR можно интерпретировать как меру оценки рынком совокупной эффективности компании за определенный период. Более того, TSR в процентном выражении легко использовать при сравнении компаний из одной отрасли.

Поскольку с помощью TSR легко проводить сравнение среди аналогичных компаний, данный ключевой показатель эффективности постоянно находится в зоне внимания настоящих и будущих инвесторов и является индикатором эффективности организации в части конкурентоспособности и создания ценности на рынке. Таким образом, руководители акционерных компаний должны обращать особое внимание на показатель TSR.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Данные для вычисления совокупного дохода акционеров берутся из информации о ценах на акции на фондовом рынке и из бухгалтерской документации.

Формула

Совокупный доход акционеров = ((Цена акции на конец периода t — Цена акции на начало периода t) + Дивиденды) / Цена акции на начало периода t.

Примечание: дивиденды включают не только регулярные выплаты, но и любые денежные выплаты акционерам, а также особые или единоразовые дивиденды и обратный выкуп акций.

Важность дивидендного компонента в совокупном доходе акционеров обычно наиболее значима в традиционно высокодоходных секторах рынка акций, включающих производителей табачной продукции, напитков и коммунальных услуг.

Организации обычно оценивают TSR ежегодно, но некоторые — дважды в год. Полный 12-месячный период обычно предпочтительней, поскольку дает более точный срез фондового рынка. Анализ на основе полного календарного года позволяет увидеть сезонные скачки и падения, а также отследить факторы, которые могут повлиять на кратковременное повышение или понижение стоимости акций.

Источником информации являются данные бухгалтерского учета и цены на акции.

Поскольку необходимая информация является легкодоступной, трудозатраты и стоимость сбора данных относительно невелики.

Целевые значения

Доступность информации позволяет довольно легко проводить сравнение величин TSR между компаниями или в пределах отрасли или рынка в целом. Как правило, организации сравнивают собственный показатель TSR с компаниями, имеющими похожий уровень риска. Обычной практикой является сравнение TSR с компаниями-лидерами внутри одной отрасли.

Пример. В конце 90-х годов компания Unilever ввела целевой показатель TSR, измеряемый в течение трехлетнего периода по сравнению с 20 ведущими компаниями, продающими товары повседневного спроса. Данные компании и Unilever работали на схожих рынках, предлагая продукты питания, средства ухода за домом и собой.

В отчете Building and Communicating Shareholder Value один из  менеджеров по финансовому планированию компании Unilever заявил: «Принципиальным является то, что мы должны не только быть конкурентоспособны, но и приносить максимальный финансовый доход, а следовательно, и больший доход акционерам по сравнению с аналогичными компаниями. Мы не сравниваем себя с компаниями из отличающихся отраслей, вроде информационных технологий, главным образом из-за большой разницы в показателе “риск/доходность”».

Он также подчеркнул, что главной причиной выбора TSR было то, что он является оптимальным показателем проверки создания ценности для акционеров, показателем, который говорит вам гораздо больше о доходах, которые приносит своим акционерам организация, нежели обычные финансовые показатели наподобие роста прибыли. Unilever внедрил у себя показатель TSR в 1997 г., задавшись целью войти по этому показателю в тройку лучших компаний, и за три года в 1999 г. достиг этой цели.

Замечания

Компании часто используют TSR как ключевой показатель для определения размера денежного вознаграждения, так как TSR не только оценивает внутреннюю финансовую эффективность компании, но и является индикатором сравнения с компаниями-лидерами. Подтверждением служит тот факт, что акции компании сами по себе могут показывать очень хорошее движение, но по сравнению с аналогичными компаниями могут оставаться далеко позади. Таким образом, существенная доля вознаграждения руководству компании зависит от эффективности по сравнению с тщательно подобранной группой компаний-лидеров.

Исходя из определения TSR, данный показатель нельзя применить ни по отношению к отдельному производственному отделу или бизнес-подразделению, ни по отношению к частным компаниям.

Обратной стороной показателя TSR является то, что он не учитывает будущее, так как он отражает только доход, полученный акционерами за истекший период и, следовательно, почти или совсем не дает прогнозов по доходам будущих периодов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...