Пресная вода — это дефицитный ресурс, ее годовые объемы ограничены, а спрос на нее постоянно растет. Актуальная информация о водном следе общества и бизнеса помогает нам получить представление о способах достижения устойчивого и справедливого потребления пресной воды. На планете существует много мест, где наблюдается серьезное истощение или загрязнение водных ресурсов: пересыхание рек, снижение уровня наземных и подземных вод, вымирание видов вследствие загрязнения водоемов.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько бережно мы относимся к водным ресурсам в ходе нашей бизнес-деятельности?
Водный след (water footprint) помогает показать существующую связь между нашим ежедневным потреблением товаров и услуг и проблемами истощения и загрязнения водных ресурсов. Практически каждый товар обладает большим или меньшим водным следом, и эта информация представляет интерес как для потребителей, покупающих товары, так и для бизнеса, производящего и реализующего этот товар.
Показатель водного следа — это индикатор потребления воды, который учитывает прямое и косвенное использование воды потребителем или производителем.
Водный след состоит из трех компонентов:
- «зеленого» водного следа — относится к объему потребления дождевой воды;
- «голубого» водного следа — относится к объему потребления пресной воды из наземных и подземных источников;
- «серого» водного следа относится к объему производимой за грязненной воды.
Снижение показателя водного следа (как и показателя углеродного следа) может быть частью стратегии бизнеса в области защиты окружающей среды. Кроме того, многие компании сталкиваются с серьезными рисками, связанными с сокращением объемов пресной воды, необходимой при производстве и логистике. Третьей причиной учета водного следа и планирования мер по его снижению является ожидаемый контроль со стороны государства. И наконец, бизнес также рассматривает корпоративную стратегию в области водного следа как инструмент усиления корпоративного имиджа или усиления бренда.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Ведется сбор количественных и качественных данных по потребителям воды у поставщиков, в рамках предприятия и ежедневных производственных операций.
Формула
Водный след отдельного человека, общества или компании определяется как общий объем пресной воды, использованной для производства товаров и услуг, потребленных отдельным человеком или обществом или произведенных компанией.
Водный след бизнеса, «корпоративный водный след», определяется как общий объем пресной воды, прямо или косвенно использованной для обеспечения и поддержки ведения бизнес-деятельности. Это также общий объем водопотребления, связанный с использованием результатов бизнес-деятельности. Водный след бизнеса состоит из двух частей: непосредственного использования воды производителем (для производственных целей или для обеспечивающих операций) и косвенного использования воды (в логистической цепочке).
Измерения водного следа ведутся на постоянной основе, особенно в крупных организациях с большим водопотреблением. Отчетность по водному следу предоставляется ежегодно.
Источниками информации обычно являются производственные данные и данные по логистике.
На начальном этапе оценка водного следа может потребовать привлечения специальных консультантов. Процесс оценки может быть весьма дорогим и включать значительные трудозатраты со стороны руководства организации. Однако существуют специальные обучающие курсы (как, например, предоставляемые некоммерческой Water Footprint Network), с помощью которых можно подготовить внутренних экспертов по данной тематике.
Целевые значения
Для оценки компаниями и организациями своего водопотребления и рисков, связанных с глобальной операционной деятельностью и логистикой, рекомендуется использовать бесплатный и простой инструмент Global Water Tool, предоставляемый Всемирным предпринимательским советом за устойчивое развитие (The World Business Council for Sustainable Development). Данный инструмент сравнивает местности расположения компаний с точки зрения обеспеченности водой и санитарных условий. Инструмент также помогает компаниям осознать собственные потребности в воде с учетом таких местных условий, как доступность водных ресурсов (текущая и предполагаемая), недостаток воды, доступ к питьевой воде, а также рост численности населения и промышленного производства.
Пример. Компания Coca-Cola, крупнейший потребитель воды, провела множество оценок водного следа, включая производство сокосодержащих напитков.
Для пилотного исследования были выбраны два содержащих апельсиновый сок напитка, производимых для североамериканского рынка:
- Simply Orange (без применения концентрата) в пластиковой бутылке емкостью 1,7 л;
- Minute Maid Original (восстановленный из концентрата) в картонной упаковке «Тетра-Пак» емкостью 1,8 л.
При расчетах учитывалась вода, необходимая для выращивания апельсинов, производства и упаковки конечного продукта. Апельсины для напитка Simple Orange выращивались во Флориде и в бразильском штате Сан-Пауло. Апельсины для напитка Minute Maid Original выращивались преимущественно во Флориде и Коста-Рике. Переработка апельсинов в сок или концентрат производилась по месту произрастания апельсинов. Распределение урожая по регионам варьировалось в зависимости от года, и это учитывалось при анализе. Оба продукта расфасовывались в различных местах на территории США.
Если данные по использованию воды при производстве тары были недоступны, то в расчет принимались только данные фасовочного производства.
Показатели водного следа были рассчитаны в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Руководстве по водному следу» (см. инициативу Water Footprint Network), и на основе доступной информации. В инструкции описываются четыре этапа:
- определение целей и содержания;
- расчет водного следа;
- оценка устойчивости водного следа;
- оценка мер по снижению водного следа.
Данные, относящиеся к Бразилии и поставщикам тары, были взяты из открытых источников. Водный след, связанный с выращиванием апельсинов, составил примерно 99% от общего водного следа для обоих продуктов, оставшийся 1% относится к производству и расфасовке конечных продуктов.
Результаты анализа показали, что с точки зрения расточительности использования воды («зеленая» + «серая» вода) лидером является Флорида.
Важно отметить, что Флорида существенно опередила Бразилию и Коста-Рику и по «голубому» водному следу. Это связано с тем, что для Флориды установлены другие требования по расходованию воды при выращивании урожая.
Замечания
Для большинства компаний водный след логистической цепочки гораздо больше, чем производственный водный след. Достижение улучшений в логистической цепочке может быть гораздо более сложным вследствие отсутствия непосредственного контроля, но и более эффективным. Снижение уровня водного следа в логистической цепочке возможно за счет заключения соглашений с поставщиками о соблюдении требований стандартов либо за счет смены поставщиков.