Метод мозгового штурма

При традиционном мозговом штурме (brainstorm) озвучивается проблема, и все заинтересованные стороны предлагают возможные ее решения, которые записывает секретарь сессии. После того как все идеи будут высказаны, они начинают по очереди рассматриваться и оцениваться.

Этот подход используется уже в течение длительного времени, опробован и проверен на практике и в определенных рамках действительно работает. Однако вспомните некоторые сессии мозгового штурма, в проведении которых вам, вполне вероятно, приходилось принимать участие. У них было два основных недостатка. Во-первых, скорее всего большинство высказанных идей вы как менеджер предложили сами, и к тому же они в основном были довольно заурядные, очевидные и некреативные, а во-вторых, в процессе рассмотрения и оценивания идей чаще всего доминирующее положение занимает самый старший по должности или наиболее громкоголосый человек, который к тому же пытается отдать предпочтение предложенным им самим идеям независимо от того, заслуживают ли они этого.

Составляющие мозгового штурма

При применении мозгового штурма, благотворно действующего на мозговую деятельность, оба этих недостатка снимаются, причем очень просто. Группа в этом случае может действовать более креативно, быстрее и отфильтровать те идеи, которые не заслуживают дальнейшего рассмотрения, демократическим образом.

Когда следует применять модель

Мозговой штурм полезен в тех случаях, когда вам нужно получить широкий спектр возможных решений интересующей вас проблемы.

Как следует пользоваться моделью

Бывали ли у вас случаи, когда, пытаясь изо всех сил найти решение проблемы, у вас ничего не выходило и вы бросали свои попытки, а потом через какое-то время, после того как вы отдохнули или переключились на что-то другое, не связанное с той проблемой, у вас внезапно появлялось решение? Хотя момент «Эврика!» может показаться чудом, на самом деле все гораздо проще: даже перестав заниматься той проблемой, которая не давала вам покоя, ваше подсознание продолжает над нею работать, перебирать накопленный вами опыт, находить аналогичные (которые удалось решить) проблемы и в конце концов выдает вам решение, приход к которому вы рациональным образом объяснить не можете. Интуиция — это всего лишь опыт, обрабатываемый на бессознательном уровне.

При проведении мозгового штурма, благотворно действующего на мозговую деятельность, используются те же самые принципы: если вы продолжаете работать над проблемой, у подсознания нет шансов связать ее с вашим опытом, так как в этот процесс все время со своей критикой вмешивается ваше сознание. А вот при проведении мозгового штурма, благотворно действующего на мозговую деятельность, вам всего лишь нужно устроить перерыв, в течение которого вы и другие участники будете обсуждать вопросы, не связанные с решаемой проблемой. После возвращения к мозговому штурму вы увидите, что креативных решений стало предлагаться намного больше.

Вот в чем заключается сущность этого подхода.

  1. Сформулируйте проблему и добейтесь, чтобы все участники сессии хорошо поняли и саму проблему, и контекстную информацию, которая может помочь им в ходе мыслительного процесса.
  2. Назначьте секретаря, который в идеале для записи будет пользоваться магнитно-маркерной или лекционной доской, чтобы все записанное тут же видели все участники (потому что одна идея может породить другую).
  3. В течение двух минут проведите мозговой штурм, а затем остановитесь.
  4. Объявите другую тему разговора, которая не имеет никакого отношения к исходной задаче, и обсуждайте ее друг с другом в течение еще двух минут.
  5. Возобновите мозговой штурм и предлагайте идеи снова в течение двух минут.

На этом этапе у вас будет уже длинный список идей, причем, как вы увидите, большая часть креативных решений была предложена во время второй сессии. Чтобы быстро оценить, какие идеи достойны более серьезного рассмотрения, воспользуйтесь следующим подходом.

  1. Возьмите три ручки: красную, зеленую и нейтрального цвета (подойдет черный или синий).
  2. Секретарь должен по очереди отмечать каждый элемент списка, составленного в ходе мозгового штурма, удостоверяясь при этом, что каждый участник понимает его суть (но не занимаясь обсуждением этого элемента или его обоснованием с участниками).
  3. В отношении каждого рассматриваемого пункта секретарь просит поднятием руки определить тех:
    1. кто полагает, что данная идея заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения;
    2. кто полагает, что данная идея не заслуживает дальнейшего обсуждения;
    3. кто полагает, что данная идея может быть интересна для обсуждения в другое время, но не относится напрямую к решаемой проблеме.
  4. Если большинство участников считают, что идея заслуживает внимания, пометьте ее зеленым цветом и рядом поставьте знак «плюс»; если большинство полагает, что идея не заслуживает внимания, пометьте ее красным цветом и рядом поставьте знак «минус»; если большинство уверено, что идея просто интересна, пометьте ее черным или синим цветом.

Поступив таким образом, вы менее чем за десять минут получите отфильтрованный список креативных решений.

Выводы

Мы в целом все склонны придерживаться уже опробованных нами в прошлом подходов: они нам знакомы и считаются эффективными. Знание того, как устроен наш мозг, будет полезным: вы сможете прибегнуть к новым методам, которые могут быстро привести к более эффективным решениям.

Проведение мозгового штурма, благотворно действующего на мозговую деятельность, кажется довольно простым: начать — сделать перерыв — продолжить и предлагать креативные варианты — использовать знаки «плюс»/«минус»/интересно, и в итоге с минимальными затратами времени в вашем распоряжении окажется полезный список идей. Благодаря этому вы можете потратить больше времени на обдумывание того, как эти креативные и одобренные идеи могут быть реализованы на практике.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...