При проведении стандартных тестов для определения коэффициента умственного развития измеряют математические способности, вербальное и невербальное мышление, однако имеется один интересный факт: есть множество людей, получивших при таком тестировании низкие баллы, но тем не менее они чрезвычайно успешны в жизни.
Профессор Гарвардского университета Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, в соответствии с которой имеются по крайней мере девять форм интеллекта. Предполагается, что если разобраться с тем, какими формами интеллекта мы обладаем, то наши шансы на успех повысятся.
Работа Гарднера полностью противоречила существовавшим в то время представлениям о развитии детей. Гарднер утверждал, что в любое время ребенок может находиться на совершенно разных стадиях развития каждого из своих «интеллектов».
Первоначально Гарднер включил в свой список семь таких «интеллектов», но затем расширил этот список.
Эти интеллекты представлены в приведенной ниже таблице (их порядок ничем не задан и никакого ранжирования там нет).
Вид интеллекта | Характеристики (обычно проявляющие себя, хотя нужно отметить, что не каждый человек, обладающий определенным видом интеллекта, демонстрирует все указанные здесь характеристики) |
Вербальный | Способность изучать другие языки Способность креативно выражать свои мысли на родном языке Способность логически, по пунктам выражать свои мысли (и, может быть, выступать публично) |
Музыкальный | Умение играть на музыкальном инструменте, петь, свистеть, гудеть в унисон Глубокое понимание музыки Навязчивые мелодии — мелодия, постоянно звучащая в голове, которую нельзя «прогнать» Относительный или абсолютный слух |
Логико-математический | Способность решать логические задачи «Чувство» чисел Способность решать научные задачи Способность рассуждать дедуктивно |
Пространственный | Способность видеть и использовать визуальные образы Умение использовать внутреннее состояние Дизайнерские способности (например, выражать себя посредством изобразительного искусства, архитектуры, инженерных решений) |
Телесно-кинестетический | Умелое использование возможностей тела, например танцорами, спортсменами, актерами, музыкантами Умение хорошо контролировать свои движения Использование тела для решения проблем |
Межличностный | Умелое использование возможностей тела, например танцорами, спортсменами, актерами, музыкантами Умение хорошо контролировать свои движения Использование тела для решения проблем Умение понять мотивы, желания и намерения других людей |
Внутриличностный | Самосознание Понимание собственных чувств, мыслей и поведения Самоконтроль |
Природный | Умение жить в гармонии с природой Формирование окружающей среды Изучение окружающей среды Умение замечать малейшие изменения в окружающей среде |
Экзистенциальный | Интерес к вопросам, связанным со смыслом жизни и существованием человека |
Предлагались и другие виды интеллекта, которые Гарднер не включил в свой список, в том числе моральный (этика, ценности), духовный (религия, богословие, мистика) и животный (умение работать с животными/дрессировать их).
Используйте эту теорию, чтобы лучше понять свои сильные стороны и выявить те области, которые требуют развития. Она также поможет вам разобраться с тем, как вы обучаетесь, а также с препятствиями, мешающими вам учиться.
Как следует пользоваться моделью
Запомните или запишите, какими видами интеллекта вы регулярно пользуетесь на работе.
- С какими вы не испытываете никаких трудностей?
- Какие для вас наиболее трудные?
- Насколько необходимы вам в работе те виды интеллекта, которые представляют для вас наибольшую трудность?
- Можете ли вы изменить ваши методы работы, чтобы использовать другие виды интеллекта для достижения тех же целей?
- С помощью каких возможностей, доступных вам на работе, вы могли бы устранить выявленные пробелы?
Вовсе не обязательно становиться экспертом по каждому виду интеллекта, однако обратите внимание на те области, необходимые вам по работе, которые, как показала практика, для вас являются наиболее трудными.
Каждый раз фокусируйтесь только на развитии одного вида интеллекта. Если вы, например, хотите лучше выступать публично (вербальный интеллект), запишитесь на соответствующие учебные курсы, находите возможности, позволяющие вам достойно выступить перед другими. Практикуйте этот вид интеллекта как можно чаще и просите других сообщать свое мнение о динамике вашего развития — получайте обратную связь. Используйте и другие инструменты, приведенные в этой книге, чтобы развивать свое самосознание, межличностные и внутри личностные качества.
Выводы
Основное внимание в данном случае следует уделить пониманию и развитию вашего вида интеллекта. Конечно, при оценивании членов вашей команды не ограничивайтесь очевидными вещами. Предоставьте им возможность продемонстрировать все свои интеллектуальные способности и посмотрите, что вы можете предложить им в рамках тех ролей, которые они исполняют, чтобы они могли еще больше развить свои навыки.