Утвердительные предложения в разговорах

Отрицательные предложения являются языковыми уловками: если вы с их помощью что-то предложите человеку, он решит, что на самом деле вы не очень-то хотите, если вообще хотите, чтобы он этим делом занимался. А вот утвердительные предложения не только усиливают позитивный настрой слушателя, но и положительно влияют на его благополучие, в то время как накапливаемый негатив может привести к стрессу.

Если вы скажете маленькому ребенку: «Не бегай по дороге», он, вполне вероятно, сделает как раз наоборот. Ребенок не может воспринять отрицательную часть этого предложения, а положительным образом, который вы поместили в его сознание, является бег по дороге. Одна из причин того, что диеты плохо работают, заключается в том, что человек, который решил сесть на диету, с самыми добрыми намерениями заявляет: «Сегодня я наконец-то беру себя в руки. Никаких сладостей я есть не буду». Однако при такой формулировке человек начинает представлять, как он ест сладости. Когда мы пытаемся сами себе что-то внушать и при этом прибегаем к отрицательным формулировкам, результат может быть прямо противоположным.

Утвердительные предложения в разговорах

Когда следует применять модель

Прибегайте к утвердительным предложениям всякий раз, когда вы хотите на кого-то повлиять или кого-то в чем-то убедить.

Как следует пользоваться моделью

Представьте, что вам нужно написать отчет, в котором следует дать важные рекомендации в отношении политики, проводимой вашей организацией, и используемых в ее работе приемов. В разделе рекомендаций вы все предложения приводите в отрицательной форме, сообщая сотрудникам, чего они не должны делать. Результатом этого становится появление в их сознании образов именно тех действий, которых вы не хотите, чтобы они совершали. После этого ретикулярная активирующая система сделает так, что эти люди получат/сделают все то, на чем они сфокусировали свое внимание, и никаких изменений не произойдет. Поэтому формулируйте свои рекомендации обязательно в утвердительной форме, выделяя в предложении именно то, что вы хотите, чтобы люди сделали, не упоминая о том, чего вы не хотите, чтобы они делали.

Наш язык насыщен отрицательными словами, в частности такими, как «нет», «никогда», «ничего» «нельзя» и глаголами в отрицательной форме вроде «не должен», «не следует», «не будет» и т. д. Каждый раз, когда вы замечаете за собой, что используете эти слова, сделайте на секунду паузу и подумайте, как вы могли бы сказать то же самое, но воспользовавшись только утвердительными предложениями.

Если вы хотите кому-то возразить, избегайте частицу «но». Фактически она как бы стирает все, что ей предшествовало. Формулировка «Я слышу, что вы говорите, но…» на самом деле означает, что вы не слушаете своего собеседника. «Все это очень хорошо, но…» подразумевает, что все обстоит совершенно не так. Замените «но» на «и». Ум очень открыт к тому, что следует за «и», чего и близко нет при использовании «но». Вы можете возражать кому-то, и до тех пор пока вашему возражению будет предшествовать «и», а не «но», ваш слушатель будет, как правило, воспринимать все сказанное вами как продолжение дискуссии, даже если ваши слова расходятся с его мнением.

Имеется большое количество доказательств, позволяющих предположить, что, когда ребенок постоянно слышит от своих родителей отрицательные предложения, он все время чувствует себя плохо. Если на работе по отношению к своим подчиненным точно так же поступают начальники, уровень заболеваний у сотрудников оказывается выше среднего по стране. Складывается впечатление, что отрицательные предложения вызывают на подсознательном уровне стресс и что они оказывают на слушателя такое же влияние, как любой стрессор — нарушение иммунной системы и, как следствие, различные болезни. Поэтому, если вы хотите, чтобы сотрудники были счастливыми и здоровыми, используйте положительные предложения!

Выводы

Те люди, которые лучше всех умеют влиять на других, всегда — так уж они устроены — пользуются утвердительными предложениями и заменяют в своей речи «но» на «и» и избегают употреблять в разговоре отрицательные слова. При общении с ними другие люди чувствуют себя увереннее, и поэтому к ним, естественно, многие тянутся. При управлении, конечно, вовсе не обязательно быть популярным у подчиненных, однако у тех руководителей, которые пользуются такой популярностью, команды обычно показывают более высокие результаты и являются более мотивированными. Поэтому обращайте внимание на свои формулировки и смотрите, как ваши высказывания влияют на вашу команду.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...