Коррозионно-стойкие и износостойкие материалы

Для вкладышей радиально-опорных и осеупорных подшипников гидропри­водных насосов применяются композиционные материалы: графитопласт 7В-2А, пластмассу К-4, металлопласты С-1 и С-2, карбографит 2П-1000, фторопластоуглеграфит 2П-1000-ЗП.

В качестве второй трущейся пары с вкладышами из композиционных материалов хорошо зарекомендовали себя стали 20Х17Н2, 08Х14НДЛ, 18Х12ВМБФР, 20Х13Л, 15X14HJI, 110Х13Л, хромоникелевые сплавы ВЖЛ-2 и ВХ-4, сплав МВТУ-10 и стали 120Г10ФЛ, 12Х18Н9ТЛ. Однако в последнее время эти материалы уже не удовлетворяют возросшим требованиям по термической усталости, износо-, задиро- и коррозионной стойкости.

Исходя из этого, представляют интерес фрикционные свойства новых литейных сплавов, работающих в паре с композиционными материалами и обладающих более высокими характеристиками износостойкости, термической усталости и коррозионной стойкости. В качестве литейных износостойких сплавов используются стали Х17Н13МЗВТЛ и Х17Н13МЗВБЛ, хромоникелевые сплавы Х15Н67М2ВТЮ, Х15Н60М16Д5ЮЗ и Х15Н55М16Д5С7 и никель-медистые сплавы Н60Д27М5Ю, Н60Д27М5С5 и Н67Д25МЗС2Су, которые обладают повышенной термической стойкостью. В таблице приведены данные о термической стойкости таких сталей и сплавов. Термическую стойкость определяют на образцах после термической обработки: отжига или аустенизации со стабилизацией. В состоянии отжига самую высокую термическую стойкость имеют никель-медистые сплавы, отливки из которых малочувствительны к термической обработке. Они обладают высокой задиростойкостью, но недостаточной плотностью и коррозионной стойкостью.

При выборе сплавов для эксплуатации в газо- и гидроабразивных средах, как и для других случаев износа, наиболее часто используются методы оценки критической нагрузки и диаметра пятна износа пары шар-диск в средах реактивного топлива. В таблице приведены характеристики износостойкости при скольжении конструкционных сталей в средах реактивных топлив марок Т-1 и Т-7. Продолжительность испытания при температуре 60 °С составляет 18 гс, скорость скольжения 1,18 м/с.

Приведенные данные показывают, что величина критической нагрузки износа при трении зависит от сочетания материалов трущихся пар, причем отдельные литейные стали и сплавы обеспечивают более высокую износостойкость, чем деформируемые сплавы.

Влияние термообработки на механические свойства и термостойкость сплавов

Марка сплаваТермическая обработкаМеханические свойстваТермическая стойкость, циклы
σв,МПаδ,%αн, МДж/см2
45ФЛЗакалка с отпуском51012,60,35250
ЧС15НЗД2МЛитой образец1710,80,05112
ЧН11Г7Х2ШЛитой образец4104,50,11187
13ХНДФТЛНормализация50718,00,51286
15Х25ТОтжиг53018,60,57328
35Х18Н25С2ЛКомбинированная закалка61017,20,53470
Х15Н60ЮАустенизация70053,00,741130
Н60Д27М5С5Аустенизация180012,50,131435
Н60Д27Г5МЗС2Аустенизация173013,20,171312
X15Н60М16 Д5ЮЗОтжиг188021,60,181470
10Х17Н10Г4МБЛАустенизация79016,70,43630
110Х5Г2СЛОтжиг и нормализация67016,40,62545

Для работы в условиях газоабразивного износа и других видов интенсивного изнашивания разработаны чугуны  с использованием комплексного легирования и модифицирования сплавов доэвтектического состава.

Литые упрочняющие вставки поршней форсированных двигателей подвергаются не только интенсивному износу, но и воздействию агрессивных сред. Коррозионными испытаниями определена возможность замены в сплавах типа нирезист дефицитных никеля и меди более дешевыми марганцем и азотом.

Характеристики износостойкости пар трения

Материал парКритическая нагрузка, НДиаметр пятна контакта, мм
для шарадля дискаТопливо

Т-1

Топливо

Т-7

Топливо

Т-1

Топливо

Т-7

15X13J1ШХ152903700,981,63
15Х14НЛШХ153503400,770,82
08Х17Н15МЗТЛ15Х14НЛ5404700,881,35
15Х14НЛ10Х17Н13МЗЛ3803500,810,94
08Х22Н13МЗБЛХ13МТЛ5804900,790,87
ШХ15Х15Ю5Т3602701,121,55
08Х17Н15ШТЛЭИ4354103700,951,38
07X18Н9ЛХ13МЛ3212861,452,10

Коррозионные испытания в средах 5 %-ной и 10 %-ной соляной кислот свидетельствуют, что высокой коррозионной стойкостью обладает литейный сплав, содержащий: 2,8…3,3 % углерода, 1,3…2,5 % кремния, 8,5 — 12,5 % марганца, 5…7 % никеля, 4,1…5,9 % меди, 0,01…0,12 % азота, 0,03…0,15 % ниобия, остальное — железо. Этот сплав обеспечивает образование качественного диффузионного слоя с материалом поршней. На отливках вставок из исследованного сплава после длительной эксплуатации не обнаружено точечных дефектов, условно называемых точечной коррозией и темными пятнами, которые характерны для хромоникелевых сплавов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...