Примесь, содержащаяся в меди | Концентрация примесей, % (мае.) | Энергия активации диффузии примесных атомов вдоль дислокаций, полученная методом внутреннего трения, кДж/г-атом | |
при возбуждении (циклировании) | при возврате | ||
Фосфор | 0,001 | 71,4 | 67,2 |
0,005 | 76,4 | w 9 У 69,3 | |
Бор | 0,005 | 57,1 | 58,8 |
0,010 | 58,0 | 53,0 | |
0,001 | 94,9 | 87,4 | |
Литий | 0,005 | 76,4 | 92,4 |
0,010 | 78,5 | 76,0 | |
Лантан | 0,005 | 134,4 Р У | 130,2 |
0,010 | 160,4 | 149,5 |
Модифицирующие элементы, широко используемые в литейных сплавах на основе меди, по своему воздействию на энергию активации диффузии располагаются в следующий ряд: лантан, литий, церий, кремний, фосфор, никель и бор. При динамическом нагружении, которое имеет место при трении, эффект дислокационной диффузии особенно высок, так как усиление диффузии достигает 10 … 10 см~ , а плотность дислокаций- 51013 см-2.
Получает распространение модифицирование литейных сталей, чугунов, бронз и латуней редкоземельными металлами, улучшающее структуру и повышающее контактную усталостность и механические свойства, а также армирование и микролегирование цветных сплавов гранулами сталей, чугунов и тугоплавких материалов, повышающее износостойкость при высоких нагрузках и скоростях скольжения. На рисунке приведены данные о приведенном износе при трении без смазки бронзы БрКЗС1Мц1, полученной по обычной технологии (кривая 7), при модифицировании 0,05 % (мае.) РЗМ (кривая 2) и при микролегировании 0,85 % (мае.) гранулами 0 1 мм стали 45ХФ1 (кривая 5).
Изнашивание металлов и сплавов при высоких давлениях, которые характерны для специальных отраслей машиностроения, обычно связано с повышением температуры в местах контакта и различными физикохимическими процессами на поверхности трения. На отдельных участках поверхности трения возникают фазовые превращения, окисление или оплавление и объемные напряжения. Сложные напряжения, связанные с перераспределением химических элементов, образованием вторичных структур и диффузионными процессами, оказывают значительное влияние на износостойкость деталей в парах трения с высокими удельными нагрузками.
Износостойкость бронзы БрКЗС1Мц1 при трении без смазки при различных удельных давлениях и способах обработки сплава: 1 — по обычной технологии; 2 — при модифицировании 0,05 % (мае.) РЗМ; 3 — при микролегировании 0,85 % (мае.) гранулами 0 1 мм стали 45ХФ1
Избирательный перенос, кроме приведенных примеров, используется в червячных передачах, в узлах трения автомобилей, бурового, нефтепромыслового и химического оборудования, в литейных и текстильных машинах, машинах и аппаратах бытовой техники и др. Опыт применения избирательного переноса в промышленности показывает, что успешный переход на использование принципиально новых смазочных материалов для узлов трения, новых материалов и конструкций узлов трения достигается в тех случаях, когда проводились систематические исследования применительно к конкретным узлам трения машин данной отрасли. Попытка расширить внедрение новых методов повышения износостойкости узлов путем простой передачи промышленным предприятиям технических материалов или смазочных материалов не приводила к положительным результатам. Знания вопросов теории трения и изнашивания в машинах оказываются недостаточными, поэтому требуется изучение специальных разделов физикохимии, трибохимии и др.
Весьма распространенное явление для тяжелонагруженных зубчатых передач и других пар трения — контактное усталостное выкрашивание (питтинг), которое особенно характерно для тяжелонагруженных шестерен и звездочек, работающих в условиях интенсивного трения и высоких удельных давлений. Изучение разрушения зубчатых передач из высокопрочных сталей с помощью электронной микроскопии показало, что в этом случае имеют место два процесса, рассмотренные ранее.
Эффективными методами, повышающими сопротивляемость против питтинга, являются нитроцементизация деталей и другие методы ХТО. Благодаря совершенствованию методов непрерывных измерений величины износа в настоящее время стало возможным широко проводить исследования процессов и механизма изнашивания не только в лабораториях, но и в процессе эксплуатации. Успехи в разработке физической стороны процесса трения и большой экспериментальный материал по физикохимическим исследованиям природы поверхностных слоев пар трения из различных материалов позволили глубоко изучать механизм изнашивания и ввести понятия, относящиеся к изнашиванию деталей и рабочих органов машины.