Шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления соответствуют шести видам мышления, связанным со стратегиями. Эдвард де Боно (1985) утверждает, что человеческое восприятие и мышление включают различные составляющие. Большинство людей формируют в себе лишь узкие мыслительные способности, из-за чего их мышление ограничено. Де Боно уверен, что, выделяя и используя различные подходы к мышлению, люди могут добиться более высокой производительности и лучшего взаимодействия.

Когда следует применять модель

Модель шести шляп мышления побуждает нас переходить от привычного нам мыслительного процесса к более широкому, который помогает нам в полной мере понимать всю сложность принимаемых решений и видеть возможности, упускаемые при традиционном мышлении, так как теперь важные решения можно рассматривать в разных перспективах. Основная идея этой модели заключается в том, что люди принимают более качественные решения, если их подтолкнуть к тому, чтобы они вышли за рамки привычного мышления. Этот прием помогает внести в чисто рациональный вариант принятия решений необходимую эмоциональную составляющую. Поэтому при его применении людей поощряют думать творчески и не следовать проторенными путями. К тому же этот прием может быть использован и для ускорения процесса принятия решений.

Шесть шляп мышления
Шляпы Основная направленность Типичные вопросы
Белая
  • Информация / факты
  • Отсутствующая информация
  • Разные виды информации
  • Какую информацию мы бы хотели иметь?
  • Какая информация нам потребуется?
  • Какая информация нам доступна?
  • Какой информации нам не хватает и как мы можем ее получить?
Красная
  • Чувства
  • Интуиция
  • Какие чувства мы испытываем?
  • Насколько мы вовлечены в это дело?
  • Что нам подсказывает интуиция?
Черная
  • Недостатки
  • Почему это не работает?
  • Ловушки
  • Какие существуют риски?
  • Каковы трудности?
  • Каковы потенциальные проблемы?
  • Соответствует ли основная идея тому пути, который мы выбрали?
Желтая
  • Преимущества
  • Оптимизм
  • Почему это будет работать?
  • Поиск возможностей
  • Каковы преимущества?
  • Каковы благоприятные аспекты?
  • Почему это возможно?
  • Каковы основные возможности?
Зеленая
  • Возможности
  • Рост
  • Новые идеи
  • Креативное мышление
  • Имеются ли какие-то другие возможности?
  • Сможем ли мы справиться с нынешней ситуацией?
Голубая
  • Управление коммуникациями
  • Обобщения и выводы
  • Каковы фокальные точки?
  • Можем ли мы все обобщить?
  • К каким выводам мы можем прийти?
  • Каковы наши дальнейшие действия?

Фокальная точка (от англ. focal point) — определенный притягательный для многих, если не для всех участников рынка, общеизвестный показатель. В качестве фокальных точек могут быть показатели, устанавливаемые государством.

Как следует пользоваться моделью

Шесть шляп мышления можно «надевать» не только при проведении совещаний, семинаров или «мозговых штурмов», но и в одиночку — каждым человеком. Каждая шляпа мышления относится к определенному стилю мышления. Если группа использует, например, голубую шляпу, это означает, что в данный момент на каждом ее участнике «надета» именно такая шляпа.

Де Боно выделяет следующие шесть шляп мышления.

  • Белая (фактическая). Надев такую шляпу, человек может сфокусироваться на имеющихся фактах. Проанализируйте информацию и посмотрите, что можно из нее узнать и усвоить.
  • Красная (эмоциональная). Выбрав этот вид шляпы, можно рас смотреть проблему в интуитивной и эмоциональной плоскостях. Постарайтесь представить, как другие люди эмоционально реагировали бы на такую проблему, и попытайтесь понять, чем обусловлены такие реакции.
  • Черная (критическая). Если вы остановились на шляпе этого цвета, это означает, что вы сейчас уделяете основное внимание негативным аспектам решения. Подходите к такому анализу осторожно и занимая оборонительную позицию: а почему это будет работать? Укажите недостатки рассматриваемого плана.
  • Желтая (позитивная). «Надев» эту шляпу, человек должен думать позитивно. Посмотрите на все оптимистически и постарайтесь увидеть преимущества данного решения.
  • Зеленая (креативная). Когда на вас «надета» шляпа этого цвета, вы должны думать творчески. Чтобы найти хорошие варианты решения проблемы, ваше мышление не должно быть сковано рамками привычного.
  • Голубая (контрольная). Эту шляпу «надевает» человек, который председательствует на совещании или ведет семинар. Этот лидер при необходимости вмешивается в процесс и определяет, когда следует сменить шляпу.

Выводы

Эта модель помогает использовать различные виды мышления, т. е. позволяет рассмотреть проблему в разных перспективах. Де Боно утверждает, что ключом к успешному применению этой модели является преднамеренная сфокусированность участников на одном и том же аспекте проблемы в ходе обсуждения. По результатам этого обсуждения надо выбрать вариант, который лучше всего подходит данному этапу. Поэтому обсуждение может начинаться с одной шляпы, «надеваемой» для задания целей и формулировки задач, а затем переходить на другую, когда надо узнать реакцию и мнение других заинтересованных лиц. Преднамеренно выбирая соответствующий фокус обсуждения на каждом этапе, все участники оказываются одновременно сконцентрированы на одном и том же аспекте проблемы и поэтому могут более тесно сотрудничать в поисках решения.