Сотрудники являются не только наиболее важным, но и наиболее затратным активом организации. Компании должны быть уверены в том, что они эффективно используют своих сотрудников. Если говорить в общем, то целью компании является получение большего дохода меньшим количеством персонала. Учитывая это обстоятельство, компании изыскивают возможности выжимания наибольшего дохода из каждого сотрудника. Поэтому при сопоставлении не личины дохода и общего числа сотрудников мы получим важный показатель производительности.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько производительны наши сотрудники?
Поскольку численность сотрудников в компаниях из различных отраслей существенно разнится, показатель дохода на одного сотрудника (revenue per employee, RPE) является наиболее используемым, особенно при сравнении похожих компаний из одного сектора экономики. Отслеживание RPE во времени дает менеджерам возможность оценки их способности повышения удельной производительности труда. Сравнение компаний по данному показателю позволяет инвесторам и менеджерам оценить относительную производительность компаний.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Данные для рассматриваемого ключевого показателя эффективности (КПЭ) в виде величины дохода могут быть легко получены из отчетов о прибылях и убытках или с по мощью системы управления финансами. Информация о численности компании обычно легкодоступна, требуется только несколько скорректировать имеющиеся данные, используя эквивалентное количество штатных сотрудников, так как совместители могут исказить итоговый результат.
Формула
RPE рассчитывается как отношение дохода компании к общей численности сотрудников:
RPE = Доход / Эквивалентное количество штатных сотрудников
Имеет смысл совмещать измерения RPE с расчетом величины дохода, который обычно проводится ежеквартально.
Исходные данные для рассматриваемого КПЭ поступают напрямую из систем финансового и кадрового учета.
Стоимость сбора данных и расчета КПЭ минимальна благодаря их доступности.
Целевые значения
В идеале компания стремится к максимально возможному значению RPE, так как чем выше значение КПЭ, тем эффективнее компания использует свою рабочую силу.
И хотя общепринятых правил по установлению целевых значений RPE не существует, тем не менее есть смысл воспользоваться имеющимися на этот счет сравнительными исследованиями. Для создания сравнительной оценки по отрасли можно воспользоваться соответствующей базой данных, содержащей информацию о годовых доходах компаний (например, на сайте www.hoovers.com). Там же скорее всего будет и информация о численности сотрудников, в противном случае эти сведения можно найти на сайтах компаний.
Ниже приведены значения показателя для ряда компаний.
Компания | Доход на одного сотрудника, долл. |
Starwood Hotels | 38 338 |
WalMart | 170 000 |
GE | 436 000 |
Microsoft | 646 000 |
Amazon | 925 000 |
Apple | 1 014 969 |
Murphy Oil Corp. | 7 609 147 |
Как показывают исследования, компании из списка Fortune 500 в среднем генерируют годовой доход в 300 000 долл. на сотрудника, у более мелких компаний этот показатель в среднем равен 100 000 долл. на сотрудника.
Пример. Сравним в качестве примера Google Inc. (GOOG) с Convergys Corp. (CVG) — обе компании находятся в списке S&P 500. Google, имея штат в 20 164 человека, генерирует 1 093 892 долл. годового дохода и 214 768 долл. в годовой прибыли на одного сотрудника. Вместе с тем Convergys Corp., имея штат в 75 000 человек, генерирует всего лишь 36 855 долл. годового дохода и -1344 долл. годового убытка на одного сотрудника.
Замечания
Основываясь на логике рассматриваемого КПЭ, можно скорректировать формулу, взяв вместо дохода величину прибыли, а вместо количества сотрудников — фонд оплаты труда.
Однако в этом случае размеры фонда оплаты труда обычно не являются открытой информацией.
Другой популярной разновидностью RPE является эффективность продаж, отражающая выручку от продаж в расчете на одного продавца.
Дэниел Гоулман в своем труде Working With Emotional Intelligence приводит исследование 44 компаний из списка Fortum 500, согласно которому 10% менеджеров по продажам обеспечивают выручку в 6,7 млн долл. каждый при среднем показателе и 3 млн долл. Таким образом, лучшие менеджеры по продажам эффективны более чем вдвое.