На большинстве рынков идет жесткая конкуренция за наиболее талантливые кадры, и для их привлечения и удержания важной составляющей является предлагаемый социальный пакет.
Понимая сравнительный уровень зарплат в вашей организации по отношению к конкурирующим компаниям, вы получаете представление о конкурентоспособности вашей организации в качестве потенциального работодателя и об уровне мотивации ваших сотрудников, при снижении которого они будут уходить из вашей компании на более высокооплачиваемую работу.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько конкурентоспособна заработная плата, которую мы предлагаем нашим сотрудникам?
Я полностью признаю, что деньги не являются единственным значимым фактором, однако данный ключевой показатель эффективности (КПЭ) полезно использовать. Компании хотят быть уверенными, что они предлагают обоснованные и конкурентоспособные уровни зарплат. И сравнение уровней зарплат, предлагаемых вашей компанией, с зарплатами ваших конкурентов дает такое представление.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Для определения коэффициента конкурентоспособности зарплат (salary competitiveness ratio, SCR) собирается информация о зарплатах у конкурентов или о средних значениях по отрасли.
В ряде отраслей измерение данного коэффициента сравнительно несложное. Возьмем, например, супермаркеты, гостиницы и колл-центры, где должностные обязанности четко определены и зарплаты базируются на часовых ставках или твердых окладах. В этих условиях можно сравнительно легко собрать информации» об уровнях зарплат у конкурентов и рассчитать КПЭ. Если такая информация не столь легкодоступна, то стоит провести маркетинговое исследование для выявления средних уровней оплаты труда по отрасли.
Формула
При расчете коэффициента конкурентоспособности зарплат вы сравниваете зарплату по вашей компании с зарплатой, предлагаемой вашими конкурентами. Вы можете выбрать для сравнения одного или несколько непосредственных конкурентов либо сравнивать ваши зарплаты со средними по отрасли.
SCR (по конкуренту) = Размер зарплаты, предлагаемой вашей компанией / Размер зарплаты, предлагаемой вашим конкурентом
SCR (по отрасли) = Размер зарплаты, предлагаемой вашей компанией / Размер средней зарплаты по отрасли
С использованием приведенных формул можно определить кон курентоспособность зарплат по отношению к отдельным специальностям.
В отраслях с почасовой оплатой труда заработная плата заменяется на часовую ставку.
В большинстве отраслей уровень зарплат достаточно стабилен, поэтому расчет рассматриваемого КПЭ имеет смысл проводить не чаще одного раза в полгода или год.
Данные по зарплате в вашей компании содержатся в документации кадрового отдела или системы кадрового учета. Информацию о зарплатах у ваших конкурентов или о ее среднем уровне по отрасли получить несколько труднее, и это обычно требует проведения маркетингового исследования.
Трудозатраты и стоимость сбора данных зависят от степени доступности информации о зарплатах в вашей отрасли. Если в отрасли и у конкурентов эта информация является открытой, то трудозатраты невелики. Если же требуется провести маркетинговое исследование, то расходы на него следует принять во внимание.
Целевые значения
Целевое значение для вашего коэффициента конкурентности зарплат зависит от вашей стратегии в этой области (см. для примера www. salary.com/docs/…/salarycom_wp_competitive_pay_philosophy. pdf).
Основным правилом для компаний, конкурирующих на рынке труда, является предложение равной или немного большей (но не слишком) зарплаты, чем у конкурентов, т. е. величина 1,0 или 1,1 является хорошим целевым значением.
Если ваша компания уже является очень привлекательной (известный бренд, отличный социальный пакет), то вы можете установить уровень зарплат, равный или несколько меньший, чем в среднем по отрасли, т. е. целевым значением здесь будет величина 1,0 или 0,9.
Пример. Супермаркет столкнулся с трудностями по набору младшего руководящего персонала для своих магазинов. Руководство понимает, что талантливых работников стало меньше, и решает убедиться в том, что предлагает конкурентоспособный уровень оплаты труда (не желая при этом слишком переплачивать). Простой анализ объявлений в местной газете о найме на работу дал хорошее представление об уровне зарплат у конкурентов. Средняя зарплата по объявлениям конкурентов составила 25 000 долл. в год. Компания же предлагает 23 000 долл. в год.
Следовательно, коэффициент конкурентоспособности зарплаты для данной должности равен:
SCR = 23 000 / 25 000 = 0,92.
Величина показателя слишком мала, и компания принимает решение об увеличении своего предложения до уровня в 26 000 долл., что увеличивает КПЭ до более конкурентоспособного значения в 1,04.
Замечания
Для отраслей, где проценты с продаж и бонусы составляют значительную часть заработной платы, рекомендуется эти выплаты также учитывать для обеспечения точности расчета. Использование только уровня базовой зарплаты может привести к искажениям при оценке конкурентоспособности зарплат.