Логистический цикл (order fulfillment cycle time, OFCT) определяется как время от момента размещения клиентом заказа на покупку до момента получения заказа клиентом. Концепция логистического цикла применима как в области производства, так и в области оказания услуг.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько эффективны наши процессы?
Логистический цикл является важным показателем, так как рассматривает эффективность сквозных бизнес-операций и, следовательно, открывает возможности значительных улучшений, которые часто упускаются из виду в плановых программах повышения эффективности. Например, производственная компания может сфокусироваться на снижении величины «машинного времени». Однако машинное время может составлять всего лишь 5% от общей продолжительности логистического цикла, поэтому выигрыш в эффективности будет минимальным.
Внедрение улучшений на протяжении всего логистического цикла является мощным инструментом, поскольку это сразу отразится на безупречности доставки заказа клиенту и продемонстрирует вашу ответственность по отношению к изменяющимся потребностям клиента наряду с изменениями в стоимости и качестве.
Сегодня клиент все чаще определяет, что производить и когда. Клиент говорит: «Я хочу, чтобы вы знали, чего и сколько я хочу и когда я готов покупать, а затем вы отправите мне именно то, что я хочу, и доставите мне это за очень короткое время». И действительно, в современной конкурентной среде безупречность в доставке и ответственность могут очень часто являться условием привлечения новых клиентов и удержания уже имеющихся.
Наряду с повышением производительности реинжиниринг процессов (который обычно необходим при снижении продолжительности логистического цикла) может также привести к значительным улучшениям в эффективности, так как процесс лучше приспосабливается к внутренним и внешним потребностям клиентов.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Сбор данных осуществляется через анализ логистического процесса от начала до конца, при этом обращается внимание на время выполнения каждого шага в рамках всего процесса.
Формула
Логистический цикл — это среднее фактическое время исполнения заказов клиентов. Для каждого индивидуального заказа это время отсчитывается от момента получения заказа до момента принятия заказа клиентом:
OFCT = Время оформления заказа и передачи его поставщику + Время выполнения заказа поставщиком + Время на доставку продукции заказчику.
Информация фиксируется при размещении заказа, отчетность предоставляется по мере отслеживания прохождения заказа.
Источником информации могут быть электронные устройства (при производстве) либо ручные записи о продолжительности этапов логистического цикла.
В самом начале процесс сбора данных может быть довольно затратным, особенно если у процесса много этапов. В дальнейшем стоимость поддержки процесса сбора данных обычно относительно невелика, поскольку процесс должен быть полностью автоматизирован.
Целевые значения показателя зависят от исследуемого процесса. Каждый подпроцесс также может быть рассмотрен и проанализирован. Такие организации, как Supply Chain Council (занимается анализом продолжительности логистического цикла) и Hackett Group (занимается анализом сквозных процессов), являются источниками соответствующей сравнительной информации.
Пример. Данный пример является сокращенной версией информации, представленной в докладе консалтинговой компании Satistar.
Анализ показателя логистического цикла компании выявил главные возможности совершенствования основных производственных процессов.
Через три недели были разработаны, утверждены и приняты к исполнению детальный проект процессов и детальный план внедрения, что сократило логистический цикл с 18 дней до 4 часов без дополнительных трудовых и ресурсных затрат. Были сокращены годовые затраты в объеме 400 000 долл., что позволило одномоментно увеличить оборотный капитал на 22 млн долл. и снизить товарно-материальные запасы на 11 500 000 долл.
Существенные улучшения в логистическом цикле произошли на следующих его этапах: инжиниринге, размещении заказа, планировании, составлении расписания, исполнении заказа и контроле качества, что является типичным результатом. Сопроводительные операции, поддерживающие производственный процесс, обычно значительно увеличивают продолжительность логистического цикла (размещение заказа, составление расписания, логистику, инжиниринг, контроль качества и т. д.), и это является областью для существенных улучшений.
Замечания
Измерение сквозных процессов связано с существенными трудностями, поскольку многие процессы являются кроссфункциональными. У каждого сквозного процесса должен быть свой менеджер (с полномочиями по внедрению любых требуемых улучшений), и обязательно должны применяться методы управления изменениями.