Для достижения будущих выгод компании приобретают или модернизируют производственное оборудование, капитальные строения или другие так называемые основные средства. Компании инвестируют в основные средства с целью поддержки или наращивания производственной деятельности.
Эти инвестиции называются капитальными расходами (capital expenditure, CAPEX) и могут включать затраты начиная с починки крыши производственного здания и заканчивая строительством нового завода.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — сколько мы инвестируем в наше будущее по сравнению с нашими конкурентами?
Сравнение капитальных расходов с выручкой от продаж (CAPEX to sales ratio) дает понимание объемов инвестиций в будущее развитие компании. Данный показатель также полезен при сравнении компаний из одной отрасли экономики. Важно заметить, что низкое значение показателя не всегда лучше. Это объясняется тем, что компаниям необходимо вкладываться в основные средства для поддержания или повышения своей конкурентоспособности.
Данный ключевой показатель эффективности (КПЭ) наиболее значим для компаний промышленных отраслей, где капитальные вложения очень важны, в отличие от индустрии услуг, где такие расходы менее значимы.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Данные для рассматриваемого КПЭ берутся из финансовых отчетов и систем бухгалтерского учета.
Формула
Отношение капитальных расходов к выручке от продаж = (CAPEX за период t / Чистая выручка от продаж за период t) × 100%.
Поскольку это долгосрочный показатель, не имеет смысла вычислять его чаще, чем раз в квартал или полугодие.
Данные для рассматриваемого КПЭ берутся из системы бухгалтерского учета.
Если информация о капитальных расходах легкодоступна, то затраты на измерение показателя относительно малы. В противном случае, при ручном способе расчета капитальных расходов затраты существенно возрастают.
Целевые значения
Целевое значение показателя зависит от отрасли, в которой работает компания. В некоторых компаниях капитальные расходы являются непрерывными, для других компаний это нехарактерно. Сравним для примера индустрию компьютерных игр и угледобывающую промышленность. В качестве очень грубой оценки можно считать, что капитальные расходы для любой компании в среднем составляют примерно 15% выручки от продаж.
Пример. Следующий пример иллюстрирует порядок вычисления отношения капитальных затрат к выручке от продаж.
Прежде всего мы должны вычислить величину капитальных расходов. Наилучший и наиболее точный способ — получение полного доступа к финансовой системе организации, чтобы сложить все капитальные затраты в течение заданного периода (стоимость капитальных строений, средств передвижения, производственного и иного оборудования). Однако существует более простой способ, заключающийся в извлечении нужной информации из финансовой отчетности.
- Возьмем финансовые отчеты за два последовательных периода (например, 2011 и 2012 год). В отчетах содержится информация об активах и обязательствах компании.
- Определим изменение в общей стоимости активов. Для этого из стоимости активов за 2012 г. вычтем стоимость активов за 2011 г. Итак, если в 2011 г. стоимость активов составляла 20 млн долл., а в 2012 г. — 25 млн долл., то изменение составит 5 млн долл. (25 млн — 20 млн).
- Определим изменение в общей стоимости обязательств. Для | этого из стоимости обязательств за 2012 г. вычтем стоимость обязательств за 2011 г. Итак, если в 2011 г. стоимость обязательств составляла 10 млн долл., а в 2012 г — 12 млн долл., то изменение составит 2 млн долл. (12 млн — 10 млн).
- Определим величину капитальных расходов путем вычитания Г величины изменения стоимости обязательств из величины изменения стоимости активов. В нашем случае CAPEX = 5 млн — 2 млн = 3 млн долл.Теперь, когда мы определили величину капитальных расходов, просто делим ее на чистую выручку от продаж, которая составила в 2012 г. 200 млн долл.:
Отношение капитальных расходов к выручке от продаж = (3 млн / 10 млн) × 100% = 1,5%.
Замечания
Отношение капитальных расходов к выручке от продаж является грубым КПЭ, который дает лишь разумное представление о будущих инвестициях, построенное на предположении, что они принесут выгоду, т. е. компания с умом расходует деньги в правильных сферах деятельности.