Надежность доставки является важным критерием эффективности, имеющим значение как для клиентов, так и для бизнеса. Являясь потребителями, мы живем насыщенной и занятой жизнью и рассчитываем на полноту и своевременность доставки наших заказов. Невыполнение этих условий может серьезно повлиять на удовлетворенность клиента. Однако своевременность поставок может быть значительно важнее для минимизации товарно-складских запасов компании или при обеспечении товарами супермаркеты.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — как часто наши клиенты получают именно то, что они хотели, и именно тогда, когда они хотели?
Таким образом, показатель своевременности поставок дает представление о способности бизнеса выполнять заказы и соответствовать ожиданиям клиентов. Более того, показатель своевременной доставки дает представление об эффективности и производительности ваших внутренних процессов и вашей логистической цепочки. Если надежность поставок слишком низка, это может сигнализировать о таких проблемах в логистической цепочке, как неэффективность производственных процессов или затруднения у ваших партнеров по доставке.
Определение факта своевременной и полной доставки конечному потребителю обеспечивает контроль над всей логистической цепочкой. Вы можете быстро отгружать произведенный товар, но его логистика может быть довольно продолжительной. Однако клиент будет судить о вашей эффективности не по тому, когда вы отгрузили товар, а по тому, прибыл ли он к клиенту вовремя и в полной комплектации.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Простейший способ сбора данных для расчета полноты и своевременности поставок — это использование системы отслеживания за казов, позволяющей сопровождать заказ от момента его размещения до момента доставки конечному потребителю. Однако при этом тоже могут возникать трудности (например, если в вашей логистической цепочке присутствуют третьи стороны). В этом случае у вас есть два пути: простейший — вы можете довериться информации, поступающей от вашего партнера по доставке (большинство транспортных компаний дают вам возможность отслеживать доставку), либо при отсутствии системы отслеживания вы можете использовать инструмент опроса конечных потребителей.
Формула
Полнота и своевременность поставок = Товары или заказы, доставленные полностью и вовремя / Общее количество отгруженных товаров или выполненных заказов
Лучше всего измерять этот показатель непрерывно, для каждой осуществленной поставки. Если процесс сбора данных автоматизирован, то в этом нет никаких сложностей.
Источником информации является система отслеживания заказов или в ряде случаев таким источником служат опросы клиентов.
Стоимость и трудозатраты сбора данных зависят от наличия или отсутствия системы отслеживания заказов. В большинстве компаний такая система встроена в систему бухгалтерского учета или систему обеспечения качества. В этом случае стоимость извлечения данных минимальна. Однако при развертывании такой системы первоначальные затраты могут быть высокими. Проведение опросов среди клиентов существенно увеличивает дополнительные затраты на сбор данных.
Целевые значения
Ни одна компания не должна иметь значение этого показателя ниже, чем 95%. Однако в отдельных отраслях, где надежность поставок является критически важной, целевое значение может быть существенно выше (до 98 или 99%).
Пример. Давайте рассмотрим в качестве примера онлайновый бакалейный бизнес. Клиент еженедельно размещает заказ на бакалейные товары и выбирает временное окно для доставки заказа на дом. В данном бизнесе очень важно не заставлять клиентов долго ждать выполнения заказа и своевременно обеспечить доставку каждого заказа конечному потребителю. Если первоначально заказанный товар отсутствует, то он должен быть заменен на аналогичный, удовлетворяющий потребителя. В противном случае потребитель может отказаться от заказа, и заказ будет считаться невыполненным.
Необходимая информация поступает из ERP-системы (enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия), с помощью которой отслеживаются все входящие заказы. Каждый автомобиль доставки оборудован мобильным терминалом, который отслеживает доставку и в котором клиент делает отметку при получении заказа. Терминал также используется для пометки отказного заказа, стоимость которого затем возвращается клиенту.
Теперь рассмотрим сам порядок расчета.
Предположим, что за неделю было сделано 1000 заказов, 980 заказов доставлены вовремя (в определенное клиентами временное окно), 20 заказов были доставлены с опозданием, 550 заказов были доставлены с заменой товаров, из которых 50 заказов не были приняты клиентами. Три непринятых заказа также были доставлены с опозданием.
Своевременность поставки = 980 / 1000 = 0,98 = 98%.
Полнота поставки = 950 / 1000 = 0,95 = 95%.
Полнота и своевременность поставки = (1000 — (50 + 20 — 3)) / 1000 = 0,933 = 93,3%.
Замечания
При отсутствии внутренней или автоматизированной системы отслеживания поставок, обеспечивающей простоту и точность в сборе информации, измерение показателя полноты и своевременности поставок может быть затруднено. В этом случае для получения необходимых данных компании вынуждены полагаться на своих клиентов, что иногда бывает трудновыполнимо.