В основе деятельности коммерческой организации лежит извлечение прибыли. И основным фактором получения прибыли является темп прироста дохода (revenue growth rate).
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько успешно растет наш бизнес?
Доход (или выручка от продаж) — это денежные средства, которые компания получает в результате ведения своего бизнеса, — обычно от продажи продукции и/или услуг.
С точки зрения бухгалтерского учета, доход — это «верхняя строчка» отчета о прибылях и убытках. «Нижней строчкой» является чистая прибыль (то, что остается от дохода после вычета всех расходов).
Обычно доход может рассматриваться как приход, получаемый организацией в виде наличности или денежного эквивалента. Однако доход от продаж может рассматриваться и как приход, получаемый от реализации товара или услуг за заданный промежуток времени.
И хотя темп прироста дохода представляет собой довольно простую метрику, ее значение нельзя недооценивать. Значения этого ключевого показателя эффективности должны, несомненно, находиться в фокусе внимания руководства компании, так как они отражают уровень успешности реализации стратегических и операционных целей организации.
Более того, графики темпа прироста дохода являются предметом интереса со стороны сообщества инвесторов. Если компания в состоянии продемонстрировать стабильный темп прироста доходов, аналитики могут признать это позитивным фактором, даже если прибыль растет более медленными темпами. Давно подмечено, что стабильный темп прироста дохода особенно положительно отражается на привлекательности акций компании для инвесторов.
Аналитики (а также руководители компаний и даже конкуренты) сравнивают рост дохода в текущем периоде с предыдущим периодом (обычно поквартально). Текущие графики продаж также обычно сравниваются на годовом отрезке времени. Такой анализ дает возможность оценить увеличение продаж компании во времени и, следовательно, сделать вывод об уровне эффективности организации, особенно в сравнении с конкурентами.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Данные о выручке от продаж содержатся в главной бухгалтерской книге организации и периодически отражаются в разделе «Доходы» отчета о прибылях и убытках. В данном разделе описываются виды дохода, например «Доход от ремонтных услуг», «Доход от аренды», «Доход от продаж».
Формула
Темп прироста дохода — это доход за текущий квартал (или иной отрезок времени) по сравнению с предыдущим кварталом (или иным отрезком времени).
Доход рассчитывается ежемесячно и отражается в ежемесячном управленческом учете. Показатели темпа роста могут рассчитываться ежеквартально и сравниваться по кварталам или годам.
Источником данных служит главная бухгалтерская книга и отчет о прибылях и убытках.
Согласно законодательству, компании обязаны предоставлять сведения о доходах, поэтому затраты на сбор данных уже входят в обычные расходы по ведению бизнеса. Простота расчета темпов роста дохода подразумевает незначительные трудозатраты и низкую стоимость сбора данных.
Целевые значения
Для организаций, чьими акциями торгуют на бирже, является честным сравнение роста дохода с ростом доходов других компаний (особенно из одной отрасли или сектора экономики), поскольку вся информация доступна и большинство организаций отчитываются о темпах роста.
Большинство коммерческих организаций устанавливают целевые значения темпов прироста как ключевую составляющую ежегодного процесса бюджетирования. По возможности необходимо принимать во внимание соответствующие целевые показатели конкурентов.
Ниже приведены данные по темпам роста дохода ряда известных компаний, представляющих различные секторы экономики.
Компания | Средний темп роста дохода (за пять лет в период 2007-2011 гг.) |
Bank of America | Чуть более 3% |
Walt Disney | Чуть более 4% |
Wal-Mart Stores | Около 5,5% |
Colgate-Palmolive | Чуть менее 7% |
Exxon-Mobile | Около 8,5% |
Pfizer | Чуть менее 10% |
The Coca-Cola Company | Около 15% |
Apple | Свыше 40% |
Пример. Темп прироста дохода очень легко рассчитать. Например, если компания X получила в IV квартале 2010 г. доход в размере 91,3 млрд долл., а в III квартале этого же года — 82,2 млрд долл., то темп прироста дохода в квартал составит 11% (91,3 — 82,2) / (82,2 х 100%). Если компания X получила доход 80,2 млрд долл. в IV квартале 2009 г., то по сравнению с этим же кварталом 2010 г. темп прироста составил 13,8% (91,3 — 80,2) / (80,2 х 100%).
Замечания
Несмотря на то что величина дохода и особенно показатель темпа прироста дохода критически важны для оценки эффективности ведения бизнеса, необходимо также обращать внимание на другие финансовые барометры, такие как расходы, поскольку общая эффективность компании измеряется путем сравнения объемов увеличения активов (дохода) и объемов уменьшения активов (расходов). Результатом такого сравнения будет чистая прибыль.
Например, в фазе начала бизнеса или при выходе на новый рынок организация может решить наращивать доход, пожертвовав чистой прибылью. Это пример обычной бизнес-стратегии. В этом случае организации обязаны уделять пристальное внимание показателям денежного потока — еще одним ключевым барометрам финансового здоровья компании. Здоровый денежный поток — залог успешного роста.