Иерархия потребностей по Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) в 1943 г. высказал предположение, что у людей имеются определенные потребности, и заявил, что, когда одна потребность  удовлетворяется, возникает другая. В самом низу находятся физиологические и связанные с выживанием потребности, а затем появляются другие «этажи»: потребность в безопасности, потребность в любви или принадлежности к какой-то группе, потребность в развитии чувства самоуважения и потребность в полной реализации своего потенциала (которая была названа самоактуализацией).

Пирамида Маслоу

Стандартным представлением этой иерархической модели стала пирамида, хотя ее предложил не Маслоу. Она построена на основе того, что каждый следующий уровень, хотя и является не таким масштабным, как предыдущий, труднее преодолевается, т. е. сложнее удовлетворяются соответствующие ему потребности.

Эта модель используется во всем мире в таких сферах человеческой деятельности, как образование, психология, социология, профессиональная подготовка, и многих других.

Когда следует применять модель

Иерархия Маслоу может служить отправной точкой, позволяющей разобраться в сущности человеческой мотивации.

Как следует пользоваться моделью

Иерархия Маслоу может быть использована как для того, чтобы помочь вам определить затруднения, связанные с собственной мотивацией, так и как подход, гарантирующий создание среды, обеспечивающей мотивацию других.

Если вы согласны с иерархическим представлением, которое лежит в основе этой модели, то у вас есть все основания полагать, что повышение в должности людей (потребность в уважении) вряд ли вызовет у них желание полностью отдаться работе, если они трудятся в некомфортных условиях и чего-то опасаются. Сначала нужно удовлетворить их базовые потребности и только затем, опираясь на уже достигнутые результаты, пытаться удовлетворить более высокие потребности.

Выводы

Модель Маслоу оказала очень сильное и оставившее свой след влияние на формирование нашего понимания мотивации людей. Первоначально эта модель была пятиступенчатой, но затем многие ученые, в том числе и сам Маслоу, предложили более сложные ее варианты, которые стали учитывать такие потребности, как, например, познавательные (знание и смысл), эстетические (восприятие красоты, сбалансированности и формы) и трансцендентные (оказание помощи другим в достижении самоактуализации).

Концепция, согласно которой потребности по своей сути являются иерархическими, подверглась критике со стороны многих специалистов, в том числе Уильяма Глассера, ученика Маслоу. Хотя можно найти множество примеров, свидетельствующих о верности иерархии потребностей, критики Маслоу приводят контраргументы и другие примеры, в которых потребности не выстроены в виде иерархии, т. е. случаи, когда удовлетворение потребности более высокого уровня не требует удовлетворения потребностей, относящихся к более низким уровням.

Также утверждают, что модель Маслоу в. значительной степе-ни основана на культурных нормах США, где общество является индивидуалистическим, а вот в коллективистских обществах приоритеты в жизни могут быть другими. Например, необходимость в том, чтобы тебя приняли другие, может перевешивать потребности в свободе и выражении своей индивидуальности. Поэтому эту модель нужно применять с осторожностью.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...