Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) в 1943 г. высказал предположение, что у людей имеются определенные потребности, и заявил, что, когда одна потребность удовлетворяется, возникает другая. В самом низу находятся физиологические и связанные с выживанием потребности, а затем появляются другие «этажи»: потребность в безопасности, потребность в любви или принадлежности к какой-то группе, потребность в развитии чувства самоуважения и потребность в полной реализации своего потенциала (которая была названа самоактуализацией).
Стандартным представлением этой иерархической модели стала пирамида, хотя ее предложил не Маслоу. Она построена на основе того, что каждый следующий уровень, хотя и является не таким масштабным, как предыдущий, труднее преодолевается, т. е. сложнее удовлетворяются соответствующие ему потребности.
Эта модель используется во всем мире в таких сферах человеческой деятельности, как образование, психология, социология, профессиональная подготовка, и многих других.
Содержание
Когда следует применять модель
Иерархия Маслоу может служить отправной точкой, позволяющей разобраться в сущности человеческой мотивации.
Как следует пользоваться моделью
Иерархия Маслоу может быть использована как для того, чтобы помочь вам определить затруднения, связанные с собственной мотивацией, так и как подход, гарантирующий создание среды, обеспечивающей мотивацию других.
Если вы согласны с иерархическим представлением, которое лежит в основе этой модели, то у вас есть все основания полагать, что повышение в должности людей (потребность в уважении) вряд ли вызовет у них желание полностью отдаться работе, если они трудятся в некомфортных условиях и чего-то опасаются. Сначала нужно удовлетворить их базовые потребности и только затем, опираясь на уже достигнутые результаты, пытаться удовлетворить более высокие потребности.
Выводы
Модель Маслоу оказала очень сильное и оставившее свой след влияние на формирование нашего понимания мотивации людей. Первоначально эта модель была пятиступенчатой, но затем многие ученые, в том числе и сам Маслоу, предложили более сложные ее варианты, которые стали учитывать такие потребности, как, например, познавательные (знание и смысл), эстетические (восприятие красоты, сбалансированности и формы) и трансцендентные (оказание помощи другим в достижении самоактуализации).
Концепция, согласно которой потребности по своей сути являются иерархическими, подверглась критике со стороны многих специалистов, в том числе Уильяма Глассера, ученика Маслоу. Хотя можно найти множество примеров, свидетельствующих о верности иерархии потребностей, критики Маслоу приводят контраргументы и другие примеры, в которых потребности не выстроены в виде иерархии, т. е. случаи, когда удовлетворение потребности более высокого уровня не требует удовлетворения потребностей, относящихся к более низким уровням.
Также утверждают, что модель Маслоу в. значительной степе-ни основана на культурных нормах США, где общество является индивидуалистическим, а вот в коллективистских обществах приоритеты в жизни могут быть другими. Например, необходимость в том, чтобы тебя приняли другие, может перевешивать потребности в свободе и выражении своей индивидуальности. Поэтому эту модель нужно применять с осторожностью.