Инструмент VAK поможет вам лучше разобраться в работе органов чувств, которые и вы сами, и другие люди используете при обработке своих мыслей. Это знание позволит вам говорить с другими таким образом, чтобы это общение откладывалось в их подсознательных процессах мышления, обеспечивая взаимопонимание и показывая им, что вы действительно их понимаете.
В процессе мышления мы не пользуемся словами, хотя и применяем их в качестве фильтра или канала, через который мы выражаем наши мысли. (По логике вещей, если мы думали бы словами, мы все говорили бы на одном языке.) Мы получаем информацию через пять основных чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Полученная информация разнородна, поэтому она подлежит обработке, на конечном этапе которой появляются слова, чтобы описать полученные результаты другим.
Примерно с семи лет чувства вкуса и обоняния становятся для человека менее важными. Для новорожденного млекопитающего обоняние и вкус необходимы для выживания: ему нужно учуять и определить на вкус молоко своей матери. Но с возрастом все более важными чувствами для нас становятся зрение, слух и осязание.
Если вы знаете, какими органами чувств руководствуется человек, с которым вы разговариваете, то можете зеркально использовать их и благодаря этому продолжить общение с ним на более глубоком уровне.
Содержание
Когда следует применять модель
Имейте в виду, что при каждом общении, будь оно формальным или неформальным, между вашими и вашего собеседника VAK-предпочтениями имеются различия. К этому приему можно прибегать и в том случае, когда вы хотите лучшим образом изучить что-то новое.
Как следует пользоваться моделью
Допустим, люди пользуются только тремя каналами чувств: зрительным, слуховым и кинестетическим. Разумеется, в реальной жизни мы используем все органы чувств, но принятое допущение сделано только для того, чтобы показать разницу между предпочтительными/преобладающими стилями коммуникаций.
Визуалы поступающую к ним и исходящую от них информацию воспринимают в виде внутренних картинок. Конечно, мы все видим внутренние образы, но у визуала имеется больше возможностей для создания таких воображаемых образов и их изменения. Когда визуал думает о том, о чем он собирается сказать, он формирует такой образ, а затем его описывает. Так как такие изображения появляются и исчезают с большой скоростью, визуал говорит, как правило, быстрее, чем аудиал или кинестетик: ему просто нужно успеть следовать за чередой быстро сменяющих друг друга картинок, возникающих у него в голове.
При быстрой речи нет времени глубоко дышать, поэтому визуал зачастую дышит быстро и неглубоко и использует для дыхания только верхнюю часть грудной клетки. Когда человек говорит быстро, ему трудно успевать подыскивать нужные слова, и поэтому визуалы часто дополняют свою речь активной жестикуляцией, фактически как бы пытаясь рисовать в воздухе те образы, которые они описывают. В своей речи они используют много визуальных терминов, таких как: «Я прекрасно представляю, о чем вы говорите», «Мне это видится вполне понятным», «Можете ли вы это нарисовать?».
Визуалы учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются рисунки, диаграммы, раздаточные материалы, фильмы и другие визуальные средства представления информации.
При общении с визуалом руководствуйтесь следующими рекомендациями.
- Говорите относительно быстро.
- Если вы видите, что визуал жестикулирует, то в разговоре с ним используйте точно такие же жесты. Если же ваши жесты не будут совпадать или если ваши жесты будут пренебрежительными, то визуал расценит это как то, что вы его не понимаете.
- Когда собираетесь идти на встречу с визуалом, возьмите с собой ручку и бумагу. Положите бумагу на стол между собой и собеседником, и он, вполне вероятно, в разговоре с вами ею воспользуется, чтобы проиллюстрировать то, о чем он говорит. Обычно такие люди становятся более разговорчивыми в тот момент, когда они начинают рисовать. Поэтому полезной может оказаться и магнитно-маркерная доска.
- В ходе разговора прибегайте к визуальной терминологии. Представьте, что вы оцениваете члена команды, который является визуалом. В этом случае вопрос «Какие у вас возникали чувства на протяжении последних шести месяцев?» будет гораздо менее эффективным, чем вопрос «Как вы себя видите, если говорить о вашей работе в течение последних шести месяцев?». Еще больше пользы принесет следующий подход: при рассмотрении оцениваемого периода нарисуйте линию на бумаге, выделите на ней маркерами каждый месяц этого периода и попросите члена команды рассказать вам, какие свои достижения он видит в конце каждого из них.
- Обратите внимание на то, сфокусирован ли взгляд вашего собеседника при разговоре с вами. Если нет, то он скорее всего вас не понимает.
Аудиалы склонны говорить медленнее, чем визуалы, и часто музыкально модулируют поток своих слов. В их речи меньше слов-паразитов («ну», «так сказать», «знаете ли» и им подобных), и им нравится игра слов и творческое использование языка. Они часто смотрят прямо или в сторону, как бы направляя взгляд к своим ушам, в которых, как им кажется, они слышат слова, которые они собираются произнести. Такие люди, как правило, хорошо запоминают прошлые разговоры (часто дословно). У каждого диалога есть своя структура, хотя и не всегда явно выраженная. В своей речи они используют много терминов, относящихся к слуху, таких как: «Я хочу быть услышанным», «Звучит заманчиво», «Ваши слова для меня словно песня» и т. д.
Аудиалы учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются лекции, беседы и дебаты.
При общении с аудиалом руководствуйтесь следующими рекомендациями.
- Говорите размеренно и старайтесь не употреблять слова-паразиты. (Такие слова имеются в каждом языке. Так, в английском языке это «er», «um», «like», «so», «you know»; швейцарцы, говорящие на немецком, для этого используют слово «genau», арабы — «yanni», русские — «ну», «значит», «короче говоря».)
- Активно используйте возможности модуляции речи, постарайтесь, чтобы все, что вы произносите, звучало музыкально и плавно.
- Подходите творчески к своей речи и используйте все богатство языка.
- Просите собеседника перефразировать то, что вы сказали, чтобы проверить, правильно ли он вас понял.
- Зачитывайте выдержки из документов вслух и только после этого приступайте к их обсуждению, а не просите вашего собеседника самому их прочитать молча, про себя.
- Постарайтесь добиться, чтобы при разговоре с аудиалом не было никаких отвлекающих звуков, например громких разговоров поблизости или фоновой музыки, так как эти раздражители очень сильно отвлекают таких людей.
- Используйте метафоры и аналогии, чтобы объяснить собеседнику новые идеи: такие люди с удовольствием слушают хорошие истории!
Кинестетикам свойственно говорить медленнее, чем это делает любой визуал или аудиал. Они используют выделяемое им время для того, чтобы подумать над вопросом, прежде чем на него ответить, а иногда могут начать предложение, но не закончить его. Им нравится иметь физический контакт либо с самим собой (сложенные руки, скрещенные ноги, руки на коленях, закидывание ноги на ногу), либо с вами, собеседником (прикосновение к вам во время разговора), а также с каким-нибудь неодушевленным предметом (ручкой, пультом дистанционного управления телевизором или чем-нибудь еще, что попадется им под руку). В речи они нередко прибегают к словам, которые относятся к их чувствам и ощущениям: «Я чувствую, что все будет хорошо», «Выскочило из головы», «Держитесь за эту идею», «Вам следует сохранять спокойствие».
Кинестетики учатся лучше всего, если в процессе обучения применяются практические занятия, в ходе которых нужно что-то сделать, используя свои физические умения.
При общении с кинестетиком руководствуйтесь следующими рекомендациями.
- Говорите относительно медленно.
- Говорите на практические темы.
- Фокусируйтесь на решениях, а не на проблемах.
- Предоставляйте собеседнику время, чтобы он обдумал свой ответ, и не перебивайте его, когда он говорит.
- Выделите время для обсуждения практической стороны вопроса, но не занимайтесь разбором теоретических концепций.
- Используйте выражения, относящиеся к чувствам. Например, при оценивании сотрудника спросите его: «Какие у вас возникали чувства на протяжении последних шести месяцев?» или «Поделитесь своими ощущениями относительно работы, которую вы выполняли в течение последних шести месяцев».
Учтите также тот факт, что, когда вы или ваша команда пытаетесь узнать что-то новое, при этом может быть полезно составить своего рода карту, в которой сопоставляются методы обучения и ваши личные/их, членов команды, предпочтительные стили мышления. Такая таблица может привести к появлению некоторых идей.
Стиль | Подходящие стили обучения |
Визуальный | Ассоциативные карты Составление заметок Слайды Диаграммы и таблицы Клипы YouTube |
Аудиальный | Лекции Дискуссии Записи учебных занятий на носителях (компакт-диски и т. д.) Клипы YouTube Телевизионные программы |
Кинестетический | Составление заметок Переписывание материала заметок Деловые игры Разложение предметов на составляющие и их повторная сборка Посещение предприятий |
Выводы
Хорошие коммуникаторы умеют гибко подстраиваться под собеседника и перенимать его стиль общения. Вместо того чтобы ожидать, что собеседник начнет подстраиваться под вас, лучше разберитесь в особенностях стиля общения вашего собеседника и зеркально их повторите с помощью слов, тона голоса, темпа речи и жестикуляции. Благодаря таким посылаемым сигналам вы сможете убедить этого человека в том, что действительно его понимаете, и установить с ним хорошие и доверительные отношения. Для того чтобы выявлять характерные особенности стиля общения другого человека и научиться им подражать, требуется практика. Однако ваши старания обязательно окупятся.