Сферы влияния человека

Модель сферы влияния является простым инструментом, с помощью которого вы можете проанализировать трудные ситуации, чтобы определить, что входит в сферу вашего контроля, на что и на кого вы можете влиять и что находится вне сферы вашего контроля и влияния.

Бывали ли в вашей жизни случаи, когда тревожные мысли в голове не давали вам заснуть всю ночь? Или старались изо всех сил, но не знали, как можно справиться c трудной ситуацией или решить какую-то задачу. Возможно, в подобных случаях вы и не могли ничего сделать, хотя ваш ум работал безостановочно в попытке найти решение.

В любой ситуации мы имеем три уровня влияния.

Сферы влияния
Сферы влияния
  1. Контроль: это те ситуации, которые мы либо уже контролируем, либо можем взять под свой контроль (частичный или полный).
  2. Влияние: это те ситуации, в которых мы можем влиять на кого-то так, чтобы быть ближе к решению.
  3. Никакого влияния: это те ситуации, в которых у нас нет никакой возможности влиять на что-то или что-то контролировать.

Когда следует применять модель

Используйте эту модель, чтобы помочь члену команды, который изо всех сил пытается решить трудную проблему или справиться со сложной ситуацией.

Как следует пользоваться моделью

Помогите оказавшемуся в затруднительном положении члену команды: спокойно, рационально и настолько подробно, насколько это возможно, объясните ему суть ситуации или проблемы. Расспросите его обо всех так или иначе вовлеченных людях, особенно о тех, кто ему помогает, о препятствиях, с которыми он сталкивается, текущем уровне его навыков и знаний, а также о тех навыках и знаниях, которых ему в данном случае не хватает. При этом прибегайте к диссоциативным, а не ассоциативным формулировкам, например говорите не «эта проблема», а «та проблема», ведите обсуждение проблемы в прошедшем времени и так, словно она уже решена.

Использование диссоциативных формулировок помогает человеку абстрагироваться от сложившейся ситуации, в результате чего он может обсуждать ее скорее рационально, чем эмоционально.

Объясните ему эту модель и пройдите с ним по ее составляющим из центра наружу. При этом задайте (на этот раз используя ассоциативные формулировки, чтобы решение воспринималось более скорым и более реальным) ему ряд вопросов.

  • Какими, по вашему мнению, являются области, над которыми вы можете в данном случае осуществлять контроль? (Будьте аккуратны в словах и различайте оттенки таких слов и словосочетаний, как «контроль» и «осуществлять контроль». Как правило, второй вариант лучше.)
  • На кого в этой ситуации вы влияете или можете влиять? (Помогите ему понять, как он может осуществлять это влияние.)
  • Теперь объясните рационально, в отношении каких именно аспектов этой ситуации вы ничего не можете сделать?

Существует одна область, над которой член вашей команды всегда может осуществлять контроль, — свое поведение. Проявите эмпатию — сопереживание и понимание ситуации, в которой оказался этот член команды, и признайте обоснованность его чувств. После этого научите его понимать, в какой мере он, несмотря на все испытываемые им чувства, все равно может выбирать способы внешнего проявления своих чувств, чтобы оставаться профессионалом, которому доверяют.
Часто, чтобы показать члену вашей команды, как эта модель может работать на практике, прибегают к истории.

Сфокусируйте усилия на круге влияния, а не забот
Сфокусируйте усилия на круге влияния, а не забот

Представьте себе водителя, который застрял в многокилометровой пробке. Остановившиеся автомобили вытянулись в длинную линию: конца не видно. Из сообщения местной радиостанции этот человек узнает, что дальше по дороге произошла авария и что для освобождения трассы от обломков машин потребуется около часа, т.е. движение возобновится только после этого. В ярости он выскакивает из машины, забирается на колесо для лучшего обзора и кричит водителям соседних автомобилей, чтобы они освободили ему путь, потому что он торопится. Как вы думаете, какую часть дорожной пробки он может контролировать в такой ситуации? [Никакую.] Может ли он как-то на нее повлиять в этой ситуации? [Не может.] Что он может здесь контр? [Свое поведение, что, правда, никак не скажется на развитии событий. Возможно, ему следует позвонить в то место, куда он направляется, и сказать, что приедет с опозданием.]

Вот какие цели можно поставить члену команды, попавшему в трудную ситуацию:

  • перестать проявлять бесполезные в данной ситуации эмоции и изучить ее рационально;
  • вести себя в новых условиях достаточно изобретательно, что позволит справиться с ситуацией спокойно и рационально;
  • разобраться с возможностями самоконтроля и его влиянием на профессиональную репутацию;
  • найти для себя дела, которыми в этих условиях можно заняться, чтобы добиться максимально возможного контроля над ситуацией, которая, кажется, не имеет решения, и вызываемыми ею чувствами.

Выводы

Описанные выше идеи можно найти в поэме американского протестантского философа и теолога Райнхольда Нибура (1892-1971) «Молитва о безмятежности»:

«Боже, даруй нам милость: принимать с безмятежностью то, что не может быть изменено, мужество — изменять то, что должно, и мудрость — отличать одно от другого».

Помните, что большинство моделей и инструментов, о которых рассказывается в этой части книги, вы так же легко можете применить к себе и к другим людям. Используйте этот инструмент, чтобы взглянуть на то, что вас беспокоит, со стороны, и беспристрастно рассмотрите происходящее: не слишком ли много сил вы тратите на то, на что вы не можете влиять или контролировать? Стоит ли все это тех ментальных сил, которые вы тратите? Куда бы еще вы могли бы направить свои силы с большей пользой и добиться более важных результатов?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...