Стили обучения по Колбу, Хани и Мамфорду

В своей модели стилей обучения теоретик в области образования Дэвид Колб описывает обучение как циклический процесс, состоящий из четырех этапов.

На каждый из этих этапов любой человек, который что-то изучает, может выйти в любой момент. Эта модель, которую позже адаптировали психолог Питер Хани и консультант в области методов управления Алан Мамфорд, может быть использована для того, чтобы помочь вам определить наиболее эффективный способ изучения новой для вас информации.

Цикл обучения по Колбу
Цикл обучения по Колбу

Общее описание модели

Дэвид Колб в своих теоретических работах, выполненных в 1970-е гг., высказал предположение, что процесс обучения включает четыре этапа, в совокупности образующие цикл. Вы можете начать на любом из них, хотя большинство людей начинают с этапа « Конкретный ».

  • Конкретный опыт: по мнению Колба, когда мы что-то делаем, получаемый при этом практический, конкретный опыт у многих людей запускает процесс обучения. Этот этап называют чувствованием.
  • Вдумчивое наблюдение: в ходе выполнения мы обдумываем свои действия, и если можем систематически оценивать то, что сделали (хорошо, плохо, получили удовольствие, не нравится, могли бы повторить, хотели бы повторить, вижу/не вижу в этом пользу и т. д.), то переходим к следующему этапу. Этот этап называют наблюдением.
  • Абстрактная концептуализация: мы можем начать делать выводы на основе наших размышлений, читать материалы по данной тематике, обсуждать их с другими, после чего основные идеи, на которых строится изучение данного материала, лягут в основу нового подхода, которым мы сможем воспользоваться при дальнейшем обучении или применении его результатов. Этот этап называют обдумыванием.
  • Активное экспериментирование: на этом последнем этапе мы начинаем на практике применять выводы, сделанные до этого, и снова пытаться попробовать что-то сделать, что возвращает нас к исходной точке. Этот этап называют выполнением.
    Цикл обучения (в более полном виде) по Колбу
    Цикл обучения (в более полном виде) по Колбу

    Колб признавал, что на каждом этапе необходимы отличающиеся друг от друга ментальные установки, и считал, что у каждого из нас все эти установки имеются, хотя есть те, которые мы предпочитаем больше остальных. Он выделил — на основе отдаваемых предпочтений — четыре типа людей, которым соответствуют четыре стиля обучения, и назвал соответственно представителей этих типов конвергатором (от лат. convergere — приближаться, сходиться), дивергатором (от лат. divergere — обнаруживать расхождения), аккомодатором (от лат. accomodatio приспособление к чему-либо) и ассимилятором (от лат. assimilare — усваивать, уподоблять).

  • Конвергатор: использует воображение и инновационное мышление, способен увидеть практическое применение хороших идей и, как правило, склонен к дедуктивному мышлению — получению логических выводов на основе ряда утверждений. У него основными составляющими являются обдумывание и выполнение.
  • Аккомодатор: может легко находить решения конкретных проблем и часто является хорошим проектным менеджером. У него основными составляющими являются чувствование и выполнение.
  • Дивергатор: умело использует модель в реальной жизненной ситуации. У него основными составляющими являются чувствование и наблюдение.
  • • Ассимилятор: склонен к индуктивному мышлению, благодаря чему умеет хорошо создавать модели — стыковать друг с другом идеи, которые, вполне вероятно, подтверждают тот или иной конкретный вывод. У него основными составляющими являются обдумывание и наблюдение.

Хани и Мамфорд адаптировали модель Колба так, чтобы она удовлетворяла запросы не ученых, а обычных людей. Она также включает четыре этапа, основными участниками которых являются, по их терминологии, активист, мыслитель, теоретик и прагматик.

Цикл обучения по Хани и Мамфорду
Цикл обучения по Хани и Мамфорду

Научные исследования позволяют предположить, что три из четырех стилей непосредственно соответствуют модели Колба:

  • прагматики = конвергаторы;
  • мыслители = дивергаторы;
  • теоретики = ассимиляторы.

Но нельзя сказать, что стиль активиста в полной мере совпадает со стилем аккомодатора.

Когда следует применять модель

Независимо от того, какую терминологию, Хани и Мамфорда или Колба, вы предпочитаете, эта модель может быть использована для определения тех стилей обучения, которые являются для вас предпочтительными. А их знание в свою очередь поможет вам выбрать более подходящие для вас методы обучения, что в конечном счете поможет вам учиться быстрее и эффективнее.

Как следует пользоваться моделью

Вспомните времена, когда вам что-то удалось легко выучить. Что способствовало этой легкости? Какую комбинацию (или комбинации) чувствования, обдумывания, наблюдения и выполнения вы использовали? В приведенной ниже таблице вы найдете стили из модели Колба, состыкованные с методами обучения, наиболее подходящими для каждого стиля, который является предпочтительным для человека.

Когда вам требуется узнать что-то новое, сначала разберитесь в методах и выясните, какие из них соответствуют вашим природным предпочтениям. По мере того как ваш навык будет формироваться или знания в изучаемой области расти, вы будете все лучше понимать, что можете воспользоваться не только своими предпочтительными методами, но и другими, благодаря чему процесс обучения станет для вас более легким.
Различные методические и учебные материалы по стилям обучения, разработанные Колбом, можно за плату получить в Hay Group, глобальной консалтинговой компании.

Стили обучения
СтильПредпочтения представителя данного стиляОн добивается лучших результатов при обучении, используя следующие приемы
Конвергаторы (обдумывание и выполнение)Опробовать идеи на практикеРешение задач

Дискуссия

Изучение учебных кейсов

Интерактивные виды занятий

Аккомодаторы (чувствование и выполнение)Заняться трудной (и желательно новой) задачейГрупповое обсуждение

Ролевая игра

Конкурсы

Деловые игры

Дивергаторы (чувствование и наблюдение)Иметь достаточно времени для обдумывания, чтобы принять решениеПредставление изученного материала с разных точек зрения

Наставничество

Собеседования

Ассимиляторы (обдумывание и наблюдение)Логически структурировать аргументы и идеиПриведение фактов

Использование рисунков

Приведение общей информации

Дебаты

Выводы

У каждой теории обучения имеется одна общая проблема: это всего лишь теория. Если говорить о практическом применении, то по использованию цикла обучения Колба в образовании детей выдвигается ряд возражений, а вот при обучении взрослых его модель может быть полезна, так как с ее помощью можно выбрать более предпочтительные методы обучения. Если вы будете ее применять с осторожностью, она поможет вам выбрать лучшие исходные позиции, стартуя с которых вам будет легче изучать новую информацию. Также познакомьтесь с моделью VAK, которая поможет вам выбрать более подходящий для вас метод обучения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...