В своей модели стилей обучения теоретик в области образования Дэвид Колб описывает обучение как циклический процесс, состоящий из четырех этапов.
На каждый из этих этапов любой человек, который что-то изучает, может выйти в любой момент. Эта модель, которую позже адаптировали психолог Питер Хани и консультант в области методов управления Алан Мамфорд, может быть использована для того, чтобы помочь вам определить наиболее эффективный способ изучения новой для вас информации.
Содержание
Общее описание модели
Дэвид Колб в своих теоретических работах, выполненных в 1970-е гг., высказал предположение, что процесс обучения включает четыре этапа, в совокупности образующие цикл. Вы можете начать на любом из них, хотя большинство людей начинают с этапа « Конкретный ».
- Конкретный опыт: по мнению Колба, когда мы что-то делаем, получаемый при этом практический, конкретный опыт у многих людей запускает процесс обучения. Этот этап называют чувствованием.
- Вдумчивое наблюдение: в ходе выполнения мы обдумываем свои действия, и если можем систематически оценивать то, что сделали (хорошо, плохо, получили удовольствие, не нравится, могли бы повторить, хотели бы повторить, вижу/не вижу в этом пользу и т. д.), то переходим к следующему этапу. Этот этап называют наблюдением.
- Абстрактная концептуализация: мы можем начать делать выводы на основе наших размышлений, читать материалы по данной тематике, обсуждать их с другими, после чего основные идеи, на которых строится изучение данного материала, лягут в основу нового подхода, которым мы сможем воспользоваться при дальнейшем обучении или применении его результатов. Этот этап называют обдумыванием.
- Активное экспериментирование: на этом последнем этапе мы начинаем на практике применять выводы, сделанные до этого, и снова пытаться попробовать что-то сделать, что возвращает нас к исходной точке. Этот этап называют выполнением.
Колб признавал, что на каждом этапе необходимы отличающиеся друг от друга ментальные установки, и считал, что у каждого из нас все эти установки имеются, хотя есть те, которые мы предпочитаем больше остальных. Он выделил — на основе отдаваемых предпочтений — четыре типа людей, которым соответствуют четыре стиля обучения, и назвал соответственно представителей этих типов конвергатором (от лат. convergere — приближаться, сходиться), дивергатором (от лат. divergere — обнаруживать расхождения), аккомодатором (от лат. accomodatio приспособление к чему-либо) и ассимилятором (от лат. assimilare — усваивать, уподоблять).
- Конвергатор: использует воображение и инновационное мышление, способен увидеть практическое применение хороших идей и, как правило, склонен к дедуктивному мышлению — получению логических выводов на основе ряда утверждений. У него основными составляющими являются обдумывание и выполнение.
- Аккомодатор: может легко находить решения конкретных проблем и часто является хорошим проектным менеджером. У него основными составляющими являются чувствование и выполнение.
- Дивергатор: умело использует модель в реальной жизненной ситуации. У него основными составляющими являются чувствование и наблюдение.
- • Ассимилятор: склонен к индуктивному мышлению, благодаря чему умеет хорошо создавать модели — стыковать друг с другом идеи, которые, вполне вероятно, подтверждают тот или иной конкретный вывод. У него основными составляющими являются обдумывание и наблюдение.
Хани и Мамфорд адаптировали модель Колба так, чтобы она удовлетворяла запросы не ученых, а обычных людей. Она также включает четыре этапа, основными участниками которых являются, по их терминологии, активист, мыслитель, теоретик и прагматик.
Научные исследования позволяют предположить, что три из четырех стилей непосредственно соответствуют модели Колба:
- прагматики = конвергаторы;
- мыслители = дивергаторы;
- теоретики = ассимиляторы.
Но нельзя сказать, что стиль активиста в полной мере совпадает со стилем аккомодатора.
Когда следует применять модель
Независимо от того, какую терминологию, Хани и Мамфорда или Колба, вы предпочитаете, эта модель может быть использована для определения тех стилей обучения, которые являются для вас предпочтительными. А их знание в свою очередь поможет вам выбрать более подходящие для вас методы обучения, что в конечном счете поможет вам учиться быстрее и эффективнее.
Как следует пользоваться моделью
Вспомните времена, когда вам что-то удалось легко выучить. Что способствовало этой легкости? Какую комбинацию (или комбинации) чувствования, обдумывания, наблюдения и выполнения вы использовали? В приведенной ниже таблице вы найдете стили из модели Колба, состыкованные с методами обучения, наиболее подходящими для каждого стиля, который является предпочтительным для человека.
Когда вам требуется узнать что-то новое, сначала разберитесь в методах и выясните, какие из них соответствуют вашим природным предпочтениям. По мере того как ваш навык будет формироваться или знания в изучаемой области расти, вы будете все лучше понимать, что можете воспользоваться не только своими предпочтительными методами, но и другими, благодаря чему процесс обучения станет для вас более легким.
Различные методические и учебные материалы по стилям обучения, разработанные Колбом, можно за плату получить в Hay Group, глобальной консалтинговой компании.
Стиль | Предпочтения представителя данного стиля | Он добивается лучших результатов при обучении, используя следующие приемы |
Конвергаторы (обдумывание и выполнение) | Опробовать идеи на практике | Решение задач Дискуссия Изучение учебных кейсов Интерактивные виды занятий |
Аккомодаторы (чувствование и выполнение) | Заняться трудной (и желательно новой) задачей | Групповое обсуждение Ролевая игра Конкурсы Деловые игры |
Дивергаторы (чувствование и наблюдение) | Иметь достаточно времени для обдумывания, чтобы принять решение | Представление изученного материала с разных точек зрения Наставничество Собеседования |
Ассимиляторы (обдумывание и наблюдение) | Логически структурировать аргументы и идеи | Приведение фактов Использование рисунков Приведение общей информации Дебаты |
Выводы
У каждой теории обучения имеется одна общая проблема: это всего лишь теория. Если говорить о практическом применении, то по использованию цикла обучения Колба в образовании детей выдвигается ряд возражений, а вот при обучении взрослых его модель может быть полезна, так как с ее помощью можно выбрать более предпочтительные методы обучения. Если вы будете ее применять с осторожностью, она поможет вам выбрать лучшие исходные позиции, стартуя с которых вам будет легче изучать новую информацию. Также познакомьтесь с моделью VAK, которая поможет вам выбрать более подходящий для вас метод обучения.