Способ фиксации подшипников оказывает существенное влияние на точность вращения шпинделя. Требуется обеспечить перпендикулярность фиксирующих поверхностей к оси шпинделя. Роль этого фактора такая же, как и перпендикулярность опорных поверхностей шпинделя и корпуса.
Способ фиксации должен обеспечивать также тонкую регулировку, надежность, простоту монтажа и демонтажа устройств.
Традиционные конструкции фиксации подшипников и других деталей на шпинделе — гайкой 2 и контргайкой 7 (рис. 1, а); гайкой 7 и шайбой 2 (рис. 1, б); гайкой 2 с подпружиненным фиксатором 7 (рис. 1, в); гайкой 3, которая стопорится винтом 7 через медный вкладыш 2 (рис. 1, г); деформируемой гайкой 7 (рис. 1, д).
Для подшипников серии 3182100 (NN30К) характерна установка со стороны большего диаметра отверстия дистанционного кольца 7 (рис. 1, е), определяющего величину предварительного натяга. По мере износа подшипника кольцо подшлифовывается на размер, соответствующий предварительному натягу. Чтобы избежать разборки шпиндельного узла, кольцо 1 делают разъемным (рис. 1) От выпадения кольцо удерживается втулкой 2, которая фиксируется винтами 3.
Со стороны малого диаметра отверстия двухрядною ролико- подшипника осевая фиксация не отличается от креплении остальных подшипников (рис. 1, з): гайка 1 через втулку 2, желательно длиной не менее диаметра, фиксирует внутреннее кольцо подтип ника. Торцы втулки и дистанционного кольца должны быть строго перпендикулярны своим осям, чтобы избежать перекоса подшипника.
При фиксации подшипников гайкой, в силу погрешностей резьбы, может произойти изгиб шпинделя, потеря точности его вращения. Поэтому современные конструкции фиксации деталей на шпинделе устраняют этот недостаток. Одно из решений — стопорная гайка КМТ и КМТА фирмы SKF (рис. 2). Гайки имеют системы фиксации с тремя штифтами, оси которых по отношению к оси шпинделя наклонены под тем же углом, что и боковые стороны профиля резьбы. При такой ориентации штифтов усилие фиксации не меняет положение гайки, не изменяется и усилие зажима подшипников, исключается изгиб шпинделя.
Высокая точность установки подшипников и отсутствие изгиба шпинделя обеспечиваются применением ступенчатых втулок (рис. 3). Внутренняя поверхность втулки ступенчатая с канавкой 3. Меньший диаметр отверстия d2 отличается от большего d3 на величину S2 = d3 — d2 Соответственно диаметры посадочной поверхности шпинделя отличаются на величину S1 = d1 — d4 (таблица и рис. 3 ,б).
Ступенчатая втулка закрепляется на шпинделе путем посадки с натягом. Перед установкой втулка нагревается до температуры t, °С (см. таблицу). После остывания втулки через отверстие 2 (рис. 3, а) подается масло между втулкой и шпинделем 5 и одновременно прижимают втулку к подшипнику. Прижим можно делать с использованием специальной гидропрессовой гайки и по давлению масла контролировать усилие прижима. При достижении требуемого усилия натяга снимается давление масла во втулке, а затем и усилие прижима подшипника.
Ступенчатые втулки
Шпиндель | Втулка | ||||||||||||
dy мм | Допуск dv мкм | Sy мкм | d2, мм | Допуск d2r мкм | S2, мкм | Допуск S1, S2, мкм | L, мм | В, мм | D, мм | t,°с | |||
верхний | нижний | верхний | нижний | верхний | нижний | ||||||||
20 | 0 | -4 | 40 | 19,940 | 0 | +4 | 35 | 0 | -4 | 9 | 14 | 30 | 120 |
40 | -7 | 70 | 39,900 | +7 | 50 | -7 | 11 | 18 | 52 | ||||
80 | -13 | 120 | 79,820 | +13 | 100 | -8 | 15 | 26 | 97 | ||||
100 | -15 | 140 | 99,790 | +15 | 120 | -10 | 17 | 30 | 125 |
Съем втулки осуществляется подачей масла под давлением в кольцевую канавку 3 (см. рис. 3, а). Ступенчатое отверстие втулки по границе разных диаметров образует кольцевую площадку, давление масла на которую создает сдвигающую силу. Втулка смещается с участков напряженной посадки, и в образовавшийся зазор начинает вытекать масло.
По торцевой поверхности прижима ступенчатой втулки делают радиальные канавки, чтобы обеспечить качественный прижим.
Тонкостенные шпиндели под давлением масла могут существенно деформироваться. Поэтому втулки делают с поднутрением 1 (см. рис. 3, а). Длина поднутрения принимается (15-20)% от диаметра шпинделя. На сборочных чертежах обычно указывают ступеньку в виде следа—линии на шпинделе и канавку 3 втулки, а также отверстие для подвода масла. Уже отмечалось, что принцип ступенчатой втулки используется как часть конструкции шкива, с одновременной фиксацией подшипников. На том же рисунке показано поднутрение шкива — ступенчатой втулки.
Наглядное представление о требованиях к точности ступенчатых втулок дают численные значения допусков и размеров для шпинделей диаметром d1 = (20—100) мм (см. таблицу).
Как альтернативу ступенчатой втулке фирма SKF предложила коническую гидровтулку для фиксации подшипников. На рис. 4 показана схема прижима подшипников конической гидровтулкой к заплечику шпинделя 3 и схема ее работы. При закрытом отверстии 2 подается масло через отверстие 1 и сопряженные поверхности втулок разделяются. Повышается давление в камере 4 с поршнем 6. Наружная втулка насаживается на внутреннюю до тех пор, пока не обеспечится необходимый натяг между внутренней втулкой и шпинделем. Далее давление сбрасывается, поршень перемещается винтами 5, выжимая масло через отверстие 2. Конструкция достаточно сложная. Но не требуется нагрев втулки, менее жесткие требования к точности посадочной поверхности шпинделя, которая на этом участке гладкая, без ступеньки. При демонтаже винты 5 ослабляются, масло подается через отверстие 2 и поршень возвращается назад. Затем подается масло в отверстие 1 и нагруженная втулка возвращается назад, натяг устранен и гидровтулку можно снять.