Антифрикционные сплавы и композиции предназначены для использования в подшипниковых и других узлах трения машин и механизмов, работающих преимущественно со смазкой. К ним предъявляются разнообразные требования, зависящие от удельных нагрузок, типа смазки, скорости скольжения, условий теплоотвода, взаимодействия материалов пары между собой, со средой и продуктами износа и других факторов.
Износ при трении со смазкой является наиболее распространенным и сложным. Так работают детали гидроаппаратуры, цилиндропоршневой группы двигателей, подшипников и многих других станков, машин и механизмов. Одна из деталей трущейся пары чаще всего является подвижной, а другая находится в покое. При загрязнении смазки трущейся пары абразивом и другими твердыми частицами процесс изнашивания усложняется, а износ поверхности деталей, работающих на трение, увеличивается. Заедание относится к аварийным видам разрушения поверхностей трения, поскольку, в отличие от других, возникнув, оно в течение короткого времени приводит к полной непригодности узлов трения к дальнейшей эксплуатации. В других случаях постоянно происходит износ поверхностей, перенос частиц материала, изменение коэффициента трения и других свойств антифрикционного сплава.
Износ от абразивных загрязнений деталей автомобильных двигателей составляет 60 % общего эксплуатационного износа автомобилей в средней климатической зоне страны и 80 % — в южных зонах с повышенной запыленностью воздуха. Еще более высокий износ от загрязнений имеют детали дизельных двигателей, работающие в особо тяжелых условиях, например, на карьерных автомобилях — самосвалах высокой грузоподъемности. Изменение каждого из внешних термодинамических параметров влияет на работоспособность пары трения и на внутренние параметры, определяющие состояние и свойства антифрикционного материала и износостойкость деталей.
Антифрикционные сплавы и композиции, используемые в современных узлах трения, должны обладать:
- малым износом как самой детали, так и контртела;
- низким коэффициентом трения;
- хорошей и быстрой прирабатываемостью;
- способностью противостоять задирам и схватыванию;
- высокими физико-механическими свойствами при рабочих температурах;
- способностью образовывать легко удаляемые продукты износа и другими свойствами, которые часто взаимоисключают друг друга.
Постоянный рост температур, при которых часто используются антифрикционные сплавы, требует соответствующего повышения их термической стойкости и теплопроводности.
Этим требованиям наилучшим образом удовлетворяют гетерогенные структуры, в которых одна или несколько фаз характеризуются высокой твердостью, а матрица является более мягкой и изнашиваемой, создающей резервуары для стока продуктов износа и условия для удержания масляной пленки. Они хорошо работают как при больших поверхностях контакта и малых удельных давлениях (цилиндры, втулки, направляющие планки и поршневые кольца), так и в условиях больших давлений и малых поверхностей контакта (шестерни, шкивы, кулачковые валы и подшипники).
Этим разнообразным требованиям, предъявляемым к антифрикционным сплавам, наиболее полно удовлетворяют многие литейные сплавы с мелкодисперсными структурами, что позволило занять им доминирующее положение в общем объеме производства антифрикционных материалов.
Требуемые свойства в антифрикционных отливках обеспечиваются при благоприятном сочетании вязкой и упрочняющей фаз — твердого раствора и дисперсной упрочняющей фазы. Высокая дисперсность упрочняющей фазы, ее равномерное и ориентированное выделение обеспечивают квазиравномерным структурам возможность обратимых превращений и благоприятное сочетание свойств.
К числу нежелательных процессов, происходящих в литых изделиях и нарушающих стабильность их оптимальной структуры, относятся опалесценция карбидов, рекристаллизация и другие необратимые превращения, приводящие к огрублению фаз и структур. Для большинства износостойких отливок оптимальной может быть такая гетерогенная структура, которая при изменении внешних термодинамических параметров (температуры, давления или концентрации компонентов) под влиянием механических или тепловых импульсов, а также под воздействием диффузией и иных процессов между телом, контр телом, смазкой, атмосферой или другой средой, быстро может перестроиться в другую, выгодную для данного этапа работы на трение. Такая квазиравномерная структура обеспечивает отливкам длительную работоспособность.
Длительность работы пары трения без повреждений оптимальной структуры определяется временем релаксации, после которого в отливках возникают необратимые структурные или бесструктурные превращения, связанные с накоплением дефектов кристаллических решеток. На рабочих поверхностях литых изделий при трении повреждения образуются тогда, когда квазиравновесие в структуре нарушается и возникают необратимые процессы. Примером отрицательного воздействия на рабочие поверхности может быть значительное повышение температуры в участках микроконтакта, приводящее к расплавлению или испарению материала, задиру или схватыванию.
Длительное время антифрикционные чугун считались только заменителями бронз и других цветных сплавов, но многочисленные разработки новых антифрикционных чугунков, обладающих в литых изделиях высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения, хорошей прирабатываемостью и высокой термической стойкостью, расширили их возможности, обеспечили высокую надежность и долговечность пар трения, работающих в экстремальных условиях. В этом случае важными особенностями антифрикционных чугунков являются высокая износостойкость, хорошие литейные свойства и относительно низкая стоимость. Именно эти особенности чугуна привлекают к себе внимание создателей новой техники и являются стимулом для проведения работ по рациональному использованию антифрикционных чугунков в сложнонапряженных литых деталях, работающих в условиях трения и знакопеременных нагрузок.
Основная тенденция в производстве антифрикционных отливок — повышение качества и надежности литых деталей за счет использования композиционных материалов и совершенствования технологических процессов производства антифрикционных сплавов, включая прогрессивные технологии плавки, вне печной обработки, литья, термической и химико-термической обработки отливок. В этом плане представляют значительный интерес исследования по производству износостойких отливок с дифференцированными свойствами. Управление процессом внутреннего строения отливок с использованием способов литья, при которых в течение всего периода кристаллизации металл находится под физико-механическим или физико-химическим воздействием в нужном направлении — прогрессивный путь в развитии литейного производства, обеспечивающий резкое уменьшение дефектов в отливках.
Рассматривая основные факторы, обеспечивающие получение износостойких отливок без литейных дефектов и с заданными механическими и эксплуатационными свойствами, можно сделать вывод, что формирование структуры сплавов в отливках и возникновение большинства литейных дефектов происходит в момент непосредственного контакта расплава с формой. При первичной кристаллизации износостойких сплавов возникают такие дефекты, как усадочные раковины, не плотности и микро- поры, прежде всего зависящие от условий теплообмена между расплавом и литейной формой. Повышенная склонность отливок из антифрикционных сплавов к образованию горячих трещин сдерживает расширение внедрения в производство таких эффективных методов производства отливок, как, например, кокильного, центробежного, литья под давлением и др.