Трущиеся детали в зависимости от назначения изготовляют из конструкционных, инструментальных, антифрикционных, фрикционных и других износостойких материалов широкой номенклатуры. Иногда износостойкие материалы наносят в виде покрытия, пленок или накладок на остов из основного конструкционного материала. Износостойкими в технике называют материалы, которые при трении даже в тяжелых условиях нагружения сравнительно мало изнашиваются. Износостойкость является общим требованием для триботехнических материалов, в том числе и фрикционных, за исключением приработочных покрытий и пленок.
При специфических требованиях, в частности по электропроводности (скользящие контакты, ламели коллекторов электродвигателей), по стойкости к воздействию химически агрессивных сред (газов, в том числе горячих рабочих жидкостей в системах питания двигателей и ракет, кислот и щелочей), трущиеся детали изготовляют из легированных сталей и других сплавов специального назначения, оксидов металлов, металлокерамических, неметаллических и композиционных материалов.
Из конструкционных сталей изготовляют детали, которые должны удовлетворять условиям высокой прочности, жесткости или податливости и иметь на тех или иных участках поверхности трения. Это детали типа валов, пальцев, болтов шарниров, зубчатых колес и т.д. Из стали и чугуна изготовляют силовые цилиндры, поршни, плунжеры и поршневые кольца. Чугун широко распространен как материал для станин, столов кареток, ползунов, направляющие которых подвержены трению; область применения его расширяется.
В подвижных сочленениях, как, например, в зубчатых муфтах, в силу небольших взаимных смещений детали изготовляют из незакаленных сталей, плохо работающих в парах трения. При повышении скорости скольжения и удельного давления чаще используют термоупрочнененные стали и сплавы, обладающие более высокой износостойкостью.
Износостойкость конструкционных сталей как величина, зависящая не только от структуры и твердости материалов, но и от соотношения свойств на контакте трения или соударения, особенно чувствительна к тепловому и силовому воздействию. При высоких начальных значениях износостойкости при комнатных температурах с повышением температуры до 500 — 700 °С она снижается на 50 — 100 %. Если за «1» принять износостойкость литейной конструкционной стали 20Л, то при сопоставлении износостойкости сталей других классов можно сделать вывод, что мартенситные и бейнитные стали обладают более высокими показателями износостойкости, чем ферритного и перлитного классов.
Механизм изнашивания конструкционных сталей также недостаточно выяснен, хотя свойства поверхностей трения исследовали многие, проведя физико-химические исследования структуры триботехнических материалов в узлах трения. Более достоверные данные получены для пары трения сталь-бронза. Установлено, что при трении пары бронза-сталь в среде глицерина на поверхности трения образуется сервовитная пленка в результате распада медного сплава (твердого раствора), а смазочный материал пары бронза-сталь облегчает диффузионные процессы. Это можно уподобить скольжению тела по льду, когда низкий коэффициент трения обеспечивается сервовитной пленкой между льдом и металлом.
Физико-химические исследования структуры сервовитной пленки дали основание предположить, что материал пленки находится в состоянии, подобном расплаву. Пленка не способна к наклепу, имеет малые усилия сдвига, пориста, в верхней части не имеет оксидов, способна к схватыванию, при трении ее частицы могут переходить с одной поверхности трения на другую, т.е. схватываться без образования повреждений и увеличения сил трения.
Смазочный материал — материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания.
Смазкой называют действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшается сила трения и (или) интенсивность изнашивания.
Смазывание — это подведение смазочного материала к поверхности трения. В качестве твердых смазочных материалов применяют графит и молибденит, реже дисульфиды молибдена, вольфрама или нитрид бора. При использовании твердого смазочного материала в подшипниках качения трудно удержать его на поверхностях трения. Применяют разные способы нанесения порошкообразных материалов на поверхности деталей подшипника: втирание (шаржирование), вбивание (галтовка в барабане) и др. Главный недостаток твердых пленочных покрытий — быстрое их изнашивание и, как следствие, небольшой срок службы деталей.
Необходимые условия создания новых сплавов и сложность задачи подбора рациональной структуры триботехнического материала можно рассмотреть на антифрикционных подшипниковых сплавах, основное требование к структуре которых впервые сформулировано в 1897 г. Г. Шарли. Согласно правилу Г. Шарли, хорошо работающие антифрикционные сплавы должны иметь равномерно распределенные в пластичной основе твердые зерна с низким коэффициентом трения и малой склонностью к задирам. Этому правилу в свое время удовлетворяли все известные тогда подшипниковые сплавы. Однако в последние годы разработаны новые подшипниковые сплавы (например, свинцовая бронза), у которых мягкие включения свинца распределялись в твердой матрице. Можно также отметить и эффективные однородные антифрикционные материалы, такие как серебро, полиамиды и др.
Небольшие перемещения деталей в узле трения часто не вызывают у конструктора опасений относительно износостойкости. Однако при недостаточной твердости материала долговечность деталей и узла трения может быть низкой.
Среди многочисленных материалов, применяемых в качестве износостойких (литейные сплавы черных и цветных металлов, металлокерамические материалы, пластмассы, гранит, резина, кожа, дерево, композиты и др.), значительное место занимают медные сплавы. В таблице приведен ряд износостойких медных сплавов, используемых в качестве антифрикционных конструкционных материалов.
Механические свойства сплава | |||||
Сплав | МПа | 6,% | Износостой кость, % | НВ | Применение сплава |
ЛЦ16К4 | 294 — 343 | 15 | 116 — 121 | 100 — 110 | Шестерни, штоки, клапаны и другие |
С69400 (США) | 560 — | 20 — | 125 — | 110 — | детали узлов тре |
700 | 25 | 150 | 160 | ния, работающих при температуре | |
Vellow Brass Со | 370 — | 23 — | 105 — | 80 — | до 250 °С |
(Италия) | 400 | 28 | 115 | 85 | |
БрО5Ц5С5 | 147 — 176 | 4 — 6 | 105 — 115 | 58 | Арматура |
CuSn5Zn5Pb5(Франция) | 200 — 250 | 12 | 107 — 118 | 60 | подшипника,антифрикционные |
ЛЦ23А6ЖЗМц2 | 286 — 705 | 7 | 120 — 141 | 160 — 165 | детали |
БрОЮФ1 | 215 — 245 | 3 | 108 — 122 | 78 — 88 | |
Arpco М4 (США) | 310 | 2 — 4 | 155 — 180 | 269 | Детали высоконагруженных пар трения, червячные |
БрА9Ж4Н4Мц1 | 587 | 12 | 121 — 130 | 156 | передачи, венцы червячных колес |
БрО8Н4Ц2 | 265 — 345 | 14 — 16 | 112 — 125 | 78 — 83 |