Цикл конверсии наличности

Недостаточный объем продаж не обязательно является главной причиной трудностей компаний. Им может не хватать наличности для финансирования своей операционной деятельности. «Миром правят деньги», — гласит старая поговорка. Признавая данный факт, был разработан ряд ключевых показателей эффективности (КПЭ) для оценки позиции компании по денежным средствам (денежный поток). Цикл конверсии наличности (cash conversion cycle, ССС) — один из таких показателей.

Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — насколько устойчива наша позиция по наличным средствам?

Показатель ССС оценивает время (в днях), которое требуется организации для конвертации ресурсов в денежный поток. Он измеряет время, за которое каждый входящий нетто-доллар вкладывается в производство и продажи, прежде чем конвертироваться в наличность. При вычислении показателя используют следующие данные:

  1. время, необходимое для реализации товарно-материальных запасов;
  2. время для погашения дебиторской задолженности;
  3. время для оплаты выставленных счетов без учета штрафов. ССС, также известный как цикл наличности, измеряет время между расходом и возвратом денежных средств (моментом, когда счета оплачены, а не когда осуществлена продажа).

Чем продолжительней период между конвертацией начальных расходов в денежные средства на счете в банке, тем меньше у компании возможностей для маневра наличностью. И наоборот, уменьшение периода увеличивает ликвидность компании.

Другими словами, чем ниже величина ССС, тем лучше для организации (хотя и здесь есть свои особенности — см. раздел «Замечания»). Короткий ССС означает большую ликвидность, что приводит к снижению необходимости кредитования, увеличению возможностей получения скидок при закупке материалов и сырья и повышению способности финансировать расширение бизнеса в части новых видов продукции и новых рынков. В этом показатель ССС похож на коэффициент оборотного капитала.

Как проводить измерения

Метод сбора информации

Данные для расчета показателя ССС собираются путем анализа объемов продаж, объема товарно-материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Формула

ССС измеряется в днях и рассчитывается следующим образом:

ССС = DIO + DSO — DPO,

где DIO — срок реализации товарно-материальных запасов; DSO — срок погашения дебиторской задолженности; DPO — срок погашения кредиторской задолженности.

Обычно организации рассчитывают ССС ежегодно, однако могут делать это и поквартально нарастающим итогом.

Данные для рассматриваемого КПЭ берутся из документации по товарно-материальным запасам, отчетов по продажам и данных бухгалтерского учета.

Все организации обязаны вести учет по платежам и поступлениям денежных средств, объемам товарно-материальных запасов, поэтому затраты на измерение и расчет показателя невелики.

Целевые значения

Существует ряд организаций, которые анализируют целевые значения ССС, чаще всего относящиеся к конкретным отраслям. Возможно, что наиболее ценным источником информации является ежегодное исследование европейских и североамериканских компаний, проводимое REL Consultancy.

Пример. Проиллюстрируем порядок расчета показателя ССС по отношению к фиктивной компании XYZ Corp.

Значение DIO рассчитывается следующим образом.

  1. Делим выручку от продаж (источник — отчет о прибылях и убытках) на 365 дней для получения значения дневной выручки.
  2. Вычисляем среднегодовое значение стоимости товарно-материальных запасов, сложив стоимость на начало и конец отчетного года и разделив сумму на 2.
  3. Делим среднегодовое значение стоимости товарно-материальных запасов на дневную выручку от продаж.

Для компании XYZ Corp. в 2005 финансовом году DIO будет равен:

  1. дневная выручка: 4800 / 365 = 13,2 млн долл.;
  2. средняя стоимость товарно-материальных запасов: 620 + 700 = 1320 / 2 = 660 млн долл.;
  3. срок реализации товарно-материальных запасов:  660 / 13,2 = 50 дней.

Показатель DIO измеряет в днях оборачиваемость товарно-материальных запасов.
Значение DSO рассчитывается следующим образом.

  1. Делим чистую выручку от продаж на 365 для получения значения чистой дневной выручки.
  2. Вычисляем среднегодовое значение дебиторской задолженности, сложив задолженность на начало и конец отчетного года и  разделив сумму на 2.
  3. Делим среднегодовое значение дебиторской задолженности на чистую дневную выручку от продаж.

Для компании XYZ Corp. в 2005 финансовом году DSO будет:

  1. дневная чистая выручка: 3500 / 365 = 9,6 млн долл.;
  2. средняя дебиторская задолженность: 540 + 538 = 1078 / 2 = 539 млн долл.;
  3. срок погашения дебиторской задолженности: 539 / 9,6 = 56,1 дней.  Показатель DSO измеряет количество дней, за которое компания получает оплату за поставленную продукцию.

Значение DPO рассчитывается следующим образом.

  1. Делим выручку от продаж на 365 дней для получения значения дневной выручки.
  2. Вычисляем среднегодовое значение кредиторской задолженности, сложив задолженность на начало и конец отчетного года и разделив сумму на 2.
  3. Делим среднегодовое значение кредиторской задолженности на дневную выручку от продаж.

Для компании XYZ Corp. в 2005 финансовом году DPO будет равен (в млн долл.):

  1. дневная выручка: 4800 / 365 = 13,2;
  2. средняя кредиторская задолженность: 140 + 136 = 276 / 2 = 138;
  3. срок погашения кредиторской задолженности: 138 / 13,2 = 10,5 дней.

DPO показывает время, за которое компания расплачивается по своим обязательствам.

Для компании XYZ Corp. в 2005 финансовом году ССС будет равен (округленно):

  • DIO = 50 дней;
  • DSO = +56,1 дней;
  • DPO = -10,5 дней;
  • ССС = 95,6 дней.

Замечания

Следует заметить, что стремление к уменьшению значения ССС несет в себе определенный риск. Хотя потенциально организация может достичь отрицательной величины ССС путем постоянного взимания оплаты за проданный товар до оплаты счетов поставщиков, такая политика не всегда рекомендуема. Например, с таким подходом организация может заслужить репутацию несговорчивого партнера, что может негативно повлиять на привлекательность компании со стороны заслуживающих доверия поставщиков и в конечном результате нанести урон отношениям с заказчиками.

Показатель ССС не должен замыкаться сам на себе. Он должен быть использован как стартовая точка для мер по улучшению эффективности, в числе которых снижение объемов товарно-материальных запасов (внедрение систем бережливого производства и оперативного управления запасами «точно в срок») и применение методов по сглаживанию процесса взимания дебиторской задолженности (усовершенствованная система управления взаимоотношениями с заказчиками).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...