Потери товарно-материальных ценностей относятся к потерям продукции от момента ее производства или покупки до момента ее продажи. Потери продукции увеличивают себестоимость для производителя, снижая маржу его прибыли, и для продавца, который в результате увеличивает цены для потребителя.
Ключевой вопрос, на который помогает ответить этот показатель — до какого уровня доходят потери товарно-материальных ценностей в ходе наших внутренних процессов?
Причинами потерь могут быть повреждения, административные ошибки, пересортица, порча товаров и т. д. И что самое печальное, основной причиной потерь являются кражи. Доказано, что порядка 44% потерь связано с кражами среди сотрудников предприятия, а 35% потерь — с магазинными кражами.
Понимание уровня потерь товарно-материальных ценностей (ТМЦ) помогает компаниям сфокусировать внимание на проблемных местах и применить лучшие практики в повышении безопасности, упаковке продукции или мониторинге.
Содержание
Как проводить измерения
Метод сбора информации
Источником данных для расчета коэффициента потерь ТМЦ является оценка объема ТМЦ в соответствии с учетной документацией и товарными накладными по сравнению с фактическим объемом.
Формула
Коэффициент потерь ТМЦ = ((IV1 — IV2) / IV1) × 100%.
где IV1 — ТМЦ по данным учета; IV2 — фактический объем ТМЦ.
ТМЦ могут измеряться либо в единицах складского хранения, либо в финансовых единицах с учетом средних продажных цен.
В большинстве случаев данный ключевой показатель эффективности (КПЭ рассчитывается каждые полгода либо в соответствии со сроками инвентаризации. При автоматизации процесса частота измерений может быть увеличена до ежемесячной.
Источником данных для рассматриваемого КПЭ является система управления товарно-материальными ценностями, данные по производству, закупкам и складским запасам, а также информация по продажам и отгрузке продукции.
Затраты для измерения коэффициента потерь ТМЦ являются умеренными и зависят от уровня доступности данных. В большинстве бизнесов применяется автоматизированная система инвентаризации, позволяющая иметь оценку планового объема товарно-материальных ценностей. Данные по продажам или складская документация дают представление о фактическом объеме ценностей, что часто подразумевает ручной подсчет. Ручной подсчет всегда увеличивает затраты, однако в большинстве случаев складской учет является стандартным процессом, используемым не только для расчета рассматриваемого КПЭ.
Целевые значения
Целью является исключение или хотя бы минимизация потерь. В качестве примера можно взглянуть на общий коэффициент потерь. в индустрии розничных продаж в США, который в 2008 г. составил 1,52% от общей выручки (согласно национальному исследованию безопасности розничных продаж, проведенному Университетом штата Флорида). Согласно проведенному общемировому исследованию индустрии розничных продаж в 2010 г., коэффициент потерь варьируется от 0,72% в секторе спиртных напитков до 1,81% в секторе строительных материалов, металлоизделий и товаров категории «сделай сам».
Пример. Рассмотрим пример с производителем односолодового виски. Одной из причин потерь является испарение напитка при его выдержке в дубовых бочках. Виноделы называют эти потери «долей ангелов», которые тем больше, чем старше виски. Для виски 20-летней выдержки такие потери составляют до 40% объема. Компания производит 10-летний виски, и потери в процессе выдержки составляют 6%. Кроме того, при розливе теряется еще 1% напитка. Таким образом, общий коэффициент потерь при производстве составляет 7%.
Теперь предположим, что розничные магазины берут на реализацию 2000 бутылок. В течение месяца они продают 1000 бутылок и одновременно закупают еще 1000 бутылок. Таким образом, на конец периода объем ТМЦ должен составлять 2000 бутылок. Однако инвентаризация показывает, что в магазине находится только 1926 бутылок. Следовательно,
Коэффициент потерь ТМЦ = ((2000 — 1926) / 2000) × 100% = 3,7%.
Итоговый коэффициент потерь по данному типу продукции составит 10,7%.
Замечания
Коэффициент потерь ТМЦ, как указывалось выше, рассматривается по отношению к организации, однако исследования показали, что значительные потери происходят при прохождении цепочки поставщиков. Поэтому имеет смысл измерять коэффициент потерь ТМЦ, следуя по цепочке поставок, для выявления слабых мест и принятия необходимых решений к обоюдной выгоде всех участвующих в поставках сторон.