Мы часто на работе делаем какие-то вещи в строго определенном порядке, потому что так привыкли. Но иногда бывает полезно абстрагироваться и заново проанализировать наши стандартные процессы и системы, чтобы посмотреть, нельзя ли найти пути для их совершенствования.
Модель SCAMPER в 1970-х гг. разработал Роберт Эберле, администратор, работавший в системе образования, чтобы помочь детям стать более творческими личностями. Он построил ее на основе работы Алекса Осборна (1888-1966), который, как считается, придумал идею мозгового штурма.
Аббревиатура SCAMPER состоит из первых букв слов и словосочетаний substitute, combine, adapt, modify ( magnify, min), put to another use, eliminate, reverse ( rearrange), что на русский переводится соответственно как «заменить», «объединить», «адаптировать», «модифицировать» («увеличить», «уменьшить»), «применить другим образом», «устранить», «перевернуть» («перегруппировать»).
Осборн, который работал в рекламном бизнесе, вместе со своими сотрудниками составил список из 83 вопросов, предназначенных для активизации творческого мышления. Эберле упростил этот список и предложил акроним SCAMPER, который легко запомнить.
Содержание
Когда следует применять модель
Вы можете воспользоваться SCAMPER либо для генерирования новых идей, либо для улучшения уже существующих идей, систем, оборудования, процессов или способов контроля.
Как следует пользоваться моделью
Выберите, например, продукт, который ваша организация предлагает на рынке (занимается его маркетингом), и попробуйте применить к нему некоторые из следующих действий.
Заменить | Заменить одну часть продукта другой. Заменить что-то новое уже существующей частью продукта |
Объединить | Объединить два элемента продукта. Объединить продукт с другим продуктом |
Адаптировать | Адаптировать продукт для использования другим образом. Адаптировать часть продукта, чтобы он по-другому функционировал в составе продукта, или в другом продукте, или совсем в другом контексте |
Модифицировать (увеличить, уменьшить) | Изменить часть продукта. Сделать продукт или его часть меньше. Сделать продукт или его часть больше |
Применить другим образом | Использовать продукт в новом контексте. Продвигать его другой целевой группе, потребителям другой возрастной категории, на другой географический рынок |
Устранить | Убрать часть продукта и посмотреть, не станет ли он функционировать более эффективно. Не получится ли в результате этого какое-то новое решение? |
Перевернуть (перегруппировать) | Попробуйте поменять местами некоторые элементы продукта, или перегруппируйте их иным образом, или так, чтобы они функционировали более эффективно |
Выводы
При применении этого подхода вам вовсе не обязательно пробовать все возможные варианты из тех, которые перечислены. SCAMPER всего лишь выступает в качестве списка возможных действий. Если элемент SCAMPER не согласуется с рассматриваемой вами идеей, посмотрите, как вы его можете адаптировать так, чтобы можно было задать вопросы, которые в свою очередь приведут к генерированию новых идей.