Расширенный вариант теории Такмана о командной работе

Когда новая команда только формируется, она не сразу начинает показывать высокие результаты. В 1965 г. психолог Брюс Такман описал четыре стадии, которые проходит каждая команда в ходе своего развития: формирование, столкновение, нормализация, выполнение своих функций в штатном режиме.

Примерно через десять лет Такман добавил в свою модель еще одну стадию — реформирование. Некоторые специалисты ввели в эту модель дополнительные стадии, в том числе «спячки», печальных воспоминаний, трансформирования и реформирования.

Модель Брюса Такмана о командной работе

  • Формирование: члены команды ведут себя вежливо, настороженно оценивают друг друга. Проявляется очень сильная зависимость от лидера и его указаний. Процессы еще не сформированы.
  • Столкновение: члены команды начинают бороться за позиции. Общение становится менее формальным. Отдельные члены начинают конкурировать друг с другом и с лидером. Несмотря на то что команда теперь лучше понимает свои цели, может начаться борьба за власть и формирование группировок.
  • Нормализация: члены команды теперь хорошо знают свои роли и обязанности, команда начинает чувствовать себя более сплоченной и дружной. Члены проявляют больше уважения к лидеру, который в свою очередь уже может делегировать больше своих обязанностей.
  • Выполнение своих функций в штатном режиме: теперь команда делает то, для чего она была создана. По мере того как люди все лучше овладевают своими ролями, их производительность растет. Лидеру приходится меньше вмешиваться, так как члены команды способны все лучше выполнять свои обязанности самостоятельно, без надзора и добиваться поставленных целей.
  • Трансформация/реформирование: целью этой стадии является недопущение ситуации, при которой команда впадает «в спячку» (см. ниже). Понимая, что со временем производительность может снизиться, лидер вносит изменения в деятельность команды, которые могут включать постановку новых или более амбициозных целей, изменение состава команды (вывод из нее одних членов и включение других), ротацию работ и откомандирование и прикомандирование сотрудников. Идея заключается в том, чтобы реформировать команду и быстро перевести ее снова на стадии формирования и нормализации.
  • «Спячка» (эту стадию также называют «зевотой»): команда в течение некоторого времени работала как четко отлаженный механизм. Все знают, что им нужно делать, и роль лидера в основном сводится к мониторингу и контролю качества, а не к прямому вмешательству. Через какое-то время работа перестает восприниматься членами команды амбициозной, а превращается в рутину, порождающую самодовольство или скуку. Производительность сначала выходит на плато, а затем начинает снижаться.
  • Расформирование: команда распускается либо потому, что она выполнила свою задачу и достигла поставленных перед ней целей, либо потому, что она стала дисфункциональной или малозначимой.
  • Печальные воспоминания: члены команды оглядываются в прошлое и вспоминают о «старых добрых временах», когда они работали вместе.

В реальной жизни в команде, которая остается неизменной слишком долго, происходит застой, а ее производительность снижается. Расширенная модель Такмана позволяет оценить, на какой стадии в настоящее время находится ваша команда, и принять меры, чтобы не допустить ухудшения показателей ее деятельности.

Расширенный вариант модели Такмана
Расширенный вариант модели Такмана

Когда следует применять модель

Отслеживайте прогресс с ее помощью не реже одного раза в месяц (если речь идет о команде, которая не занимается выполнением проектов) и чаще, если команда реализует проекты.

Как следует пользоваться моделью

Используйте эту модель для проверки того, какой стадии достигла ваша команда. Эта информация поможет вам правильно спланировать необходимые трансформации, чтобы добиться максимально возможных результатов от каждого члена вашей команды. Идеальное время для осуществления изменений — период, когда уровень производительности по-прежнему растет, а не время его выхода на плато и последующего снижения. Более подробно с деталями этого процесса можно познакомиться в модели о сигмоидной кривой и о тех видах изменений, которые вы можете осуществить, чтобы сохранить достигнутый высокий уровень производительности.

Выводы

В первоначальной модели Такмана предполагалось, что команда, которая работает в одном составе, сможет сохранять высокий уровень производительности в течение длительного времени.

Рекомендации для менеджеров при использовании модели Такмана
Рекомендации для менеджеров при использовании модели Такмана

Однако на самом деле со временем в такой команде уровень производительности достигнет плато, а затем начнется его снижение, и поэтому добавленные в последующем стадии лучше соответствуют реальному положению дел. Вместо того чтобы рассматривать эту модель как нечто абстрактное, используйте ее в качестве рабочего инструмента, позволяющего вам точно знать, на какой стадии находится ваша команда в ходе ее эволюции. А в сочетании с сигмоидной кривой используйте ее в качестве инструмента планирования.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...