Техника активного слушания

Когда мы были детьми, нас учили не перебивать старших и просили вести себя тихо и слушать. Наш мозг может обрабатывать получаемую языковую информацию быстрее, чем аналогичную информацию, производимую нами, и поэтому в течение довольно длительного времени, когда другие что-то рассказывают нам, наш мозг загружен не полностью.

Если взять все языки в мире, мы в среднем говорим со скоростью 150 слов в минуту (2,5 слова в секунду). Если вы запишите речь человека, который говорит на вашем родном языке, а затем воспроизведете эту запись на более высокой скорости, сохранив прежний уровень громкости, вы сможете понимать этот текст на скорости 600 слов в минуту так же полно, как и при обычной скорости 150 слов в минуту. Поэтому в ходе разговора мы можем поймать себе на мысли, что отвлекаемся и не слушаем собеседника или подбираем свои следующие реплики, которые собираемся сказать в паузе или перебив другого человека. Это происходит потому, что у нас слишком много времени для подобных отвлечений. Такой пассивный подход к слушанию вряд ли может нас научить чему-нибудь хорошему, а вот плохие навыки при этом у нас закрепляются.

Структура техник активного слушания

Иногда мы не задаем волнующий вопрос только потому, что боимся выглядеть глупо, полагая, что должны были бы сами знать на него ответ или что все остальные знают его. Опять же этот страх тянется из детства: в школе, задав такой вопрос, мы слышали от учителя, что нам не следует показывать всем свою глупость и что все уже сто раз объяснялось.

Активное слушание — это умение обобщать, перефразировать, проверять свое понимание, чтобы за счет этого снизить вероятность неправильного толкования, двусмысленности или недопонимания.

Когда следует применять модель

Активное слушание полезно в любой ситуации, в которой вам требуется получить необходимую информацию, а также тогда,
когда вы находитесь на работе или в общественном месте, где задавать вопросы вполне уместно. Может быть, вы слушаете других, чтобы научиться чему-то новому, собрать новую информацию, разобраться в чем-то более глубоко, а иногда хотите послушать кого-то просто из любопытства или желания получить удовольствие, так как этот человек говорит об очень интересных для вас вещах.

Как следует пользоваться моделью

  1. Проявите заинтересованность. А еще лучше действительно заинтересуйтесь тем, о чем говорится. Будьте любознательны и выясните, что нового для себя вы можете узнать от вашего собеседника.
  2. Если вам человек не нравится, ваш язык тела сообщит ему об этом, отправив четкие и понятные сигналы. Для вас это плохо, так как люди более склонны вести себя открыто и делиться информацией в основном только тогда, когда они вам доверяют или если вы им нравитесь. Поэтому постарайтесь быть по крайней мере нейтральным по отношению к другому человеку, даже если на самом деле он вам не нравится.
  3. Задайте наводящие вопросы. Никогда не говорите: «Итак, вы пытаетесь сказать, что…» Ваш собеседник знает, что он пытался сказать; более того, он вам именно это и сказал. Измените формулировку и скажите: «Могу ли я уточнить, правильно ли я вас понял?», после чего выразите своими словами то, что вы, как считаете, услышали и уяснили. Можно сказать и по-другому: «Все это очень интересно! Не могли бы вы рассказать мне немного подробнее об этом?» Есть и другие уточняющие вопросы, в том числе следующие.
    • «А что произошло после этого?»
    • «Как вам удалось справиться с этой ситуацией?»
    • «Кто еще был в это вовлечен и каковы были их роли?»
    • «Каким оказался конечный результат?»
  1. Скажите другому человеку, что его история вам интересна. Спросите у него, случались ли с ним еще какие-нибудь подобные ситуации, о которых он мог бы вам рассказать.
  2. Реагируйте на то, что вам говорит собеседник, а не ищите в уме новые темы для разговора.
  3. Покажите, что вы слушаете собеседника, для чего немного наклонитесь в его сторону, время от времени кивайте головой и издавайте звуки, по которым можно судить, что вы согласны со сказанным.
  4. Не будьте изначально критически настроены к словам вашего собеседника, слушайте его на самом деле внимательно, а сами говорите по делу (только тогда, когда вам есть что добавить).
  5. Попробуйте слушать в течение 80% времени разговора и говорить 20% (полезное правило при проведении совещаний и оценивании других).

Главным в активном слушании является постоянная демонстрация своего интереса. Большинство людей, которые получают удовольствие, когда говорят на свою любимую тему, быстро проникаются теплыми чувствами к тому, кто, как у них складывается впечатление, действительно с интересом их выслушивает. Трудно придумать большее проявление своего уважения к человеку, чем его внимательное выслушивание.

Выводы

Включая активное слушание, вы не сможете проиграть. Вы войдете в контакт с вашим собеседником, который благодаря вашему вниманию станет относиться к вам с доверием, и чем более открыто он будет вести себя с вами, тем больше вы узнаете полезного для себя. Активное слушание требует сфокусированности и концентрации внимания.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...