Модели коучинга, ориентированного на решение, предназначены для оказания помощи обучаемым (подопечным) в поиске решения своих проблем и приобретении опыта исходя из своих сильных качеств.
Одной из лучших разновидностей этого подхода является OSKAR. Коучинг, ориентированный на решение, разработали Марк Маккергоу и Пол Джексон, консультанты и докладчики, взяв за основу идеи «краткосрочной терапии», предложенной психотерапевтами Стивом Де Шейзером и Инсу Ким Берг.
Аббревиатура OSKAR составлена на основе следующих слов.
- Outcome (результат)
- Scale (оценка)
- Know-how (ноу-хау)
- Affirm and Action (подтверждение и действие)
- Review (анализ достигнутого)
Содержание
Когда следует применять модель
OSKAR хорошо работает как коучинговый инструмент развития, особенно с подопечным, у которого уже есть некоторое представление о том, как достичь цели.
Как следует пользоваться моделью
- Результат: определите, какой должна быть разница между нынешним положением дел и желаемым, которую подопечный и другие люди, работающие с ним, хотят увидеть. Обратите внимание, что при применении этой модели мы не ограничиваемся желаниями только обучаемого, а также принимаем во внимание мнения других людей о том, что подопечному следует развивать и как он это может делать.
- Оценка: как себя прямо сейчас оценивает обучаемый с точки зрения достижения необходимого результата (по шкале от 0 до 10)? Часто подопечный уже начал работать над результатом, и поэтому его оценки выше нуля. Коучам часто свойственно считать, что коучинговая сессия всегда должна начинаться с самого начала, но весьма вероятно, что к тому времени, когда вы встретитесь с обучаемым, который продуманно установил для себя цель, тот уже начал работать над ее достижением.
- Ноу-хау: поскольку обучаемые ставят себе, как правило, оценку 3 и выше, они уже частично добились своей цели (и, следовательно, у них есть некоторые ноу-хау того, как это нужно делать), и поэтому на данном этапе вместе с ними изучите то, что они уже сделали и делают, чтобы добиться нынешней оценки, т. е. определите тот фундамент, на основе которого они будут двигаться дальше. Помните, как в школе вы писали сочинение? Вначале лежащий перед вами чистый белый лист бумаги воспринимался как заноза в сердце, и самым трудным было написать первый абзац. Известно, что строить легче с какого-то фундамента, чем с нуля, и нестрашно, если придется вернуться и что-то переделать.
- Подтверждение и действие: на этом этапе вам следует отметить положительные качества, которые вы видите у обучаемого, чтобы повысить его веру в свои силы и поощрять его продолжать добиваться своей цели. Под действиями в данном случае понимаются маленькие шаги, которые делаются на основе того, чего обучаемый уже достиг, чтобы приблизиться к общей поставленной цели. Тот факт, что этот процесс базируется на тех идеях, которые обучаемый стал использовать еще до начала взаимодействия с коучем, придает ему уверенность в том, что он находится на верном пути.
- Анализ достигнутого: на этом этапе обсудите, что стало лучше, но не разбирайте, достиг ли обучаемый конечной цели. Может быть, здесь снова следует вернуться к оцениванию и еще раз воспользоваться той шкалой, которая применялась на втором этапе, чтобы определить прогресс. При таком подходе вы постоянно помогаете обучаемому почувствовать свои успехи, мотивируя его двигаться дальше.
Выводы
Модель OSKAR во многих отношениях отличается от более традиционных моделей GROW и CLEAR, и к тому же в ее основе лежит прочный и проверенный временем подход на основе терапевтических вмешательств. Это очень позитивный метод, опирающийся на уже достигнутый успех, и поэтому он заслуживает большего внимания, чем то, которое ему оказывалось до этого.