Содержание
Критическое выслушивание
Целью критического выслушивания является тщательное исследование или оценивание слов другого человека и высказывание тех мыслей, которые они у вас вызвали.
Выслушивать критически проще, если вы хорошо разбираетесь в обсуждаемой теме или хотя бы питаете к ней повышенный интерес. При таком выслушивании ваша цель состоит в том, чтобы рационально и объективно оценить аргументы вашего собеседника.
Когда следует применять модель
К критическому выслушиванию можно прибегать в следующих случаях:
- вы должны понять точку зрения другого человека до того, как примете какое-то решение или предпримете какие-то действия;
- вам нужно собрать требующуюся вам информацию, оставив эмоциональную составляющую в стороне;
- вы не знаете, на чью сторону в споре встать, и вам для принятия решения необходима дополнительная информация.
Как следует пользоваться моделью
- Проанализируйте мотивацию говорящего. Почему он занял такую позицию? Что повлияло на позицию говорящего?
- Какую цель преследует выступающий? Например, не пытается ли он убедить вас в чем-то, чему-то научить, о чем-то вас проинформировать, что-то вам продать, заставить поменять прежнюю точку зрения или, может быть, все то, что он вам говорит, это всего лишь стремление как-то себя проявить?
- Насколько достоверным является это сообщение?
- Подтверждается ли высказанное утверждение доказательствами? Согласуются ли напрашивающиеся выводы с теми вопросами, которые уже рассмотрены?
- Каким процессом воспользовался выступающий для сбора дополнительной информации?
- Насколько активно при обращении к вам выступающий прибегает к эмоциональным или логическим аргументам?
- В чем выступающий выиграет, если ему удастся убедить вас в правдивости своих аргументов? В чем он проиграет, если ему этого не удастся сделать?
- Обращается ли выступающий к вам, излагая личную точку зрения, или он представляет мнение кого-то еще?
- Насколько убедительной и полной является его аргументация? Что в ней было опущено и почему? Что было в нее включено и почему?
Очень важно, чтобы в ходе своего критического выслушивания вы отложили в сторону ваши предрассудки и проанализировали услышанное беспристрастно. Столь же важно, чтобы ваше критическое отношение проявляло себя только при анализе содержания дискуссии, но не распространялось на самого говорящего: не должно быть ничего личного. Любой ответ, который вы даете выступающему, должен относиться только к содержанию его речи: ее структуре, логической точности, фактической основе и т. д.
Выводы
Поскольку мы живые люди, у каждого из нас есть те или иные предубеждения, одни из которых мы проявляем осознанно, другие — бессознательно. Чем больше вы знаете о собственных пристрастиях, тем лучше можете управлять ими и оценить чей-то аргумент по существу, а не на основе того, в какой степени он соответствует вашим собственным представлениям по данной теме.
Когда вы думаете критически, остерегайтесь высказывать слишком суровые замечания в адрес выступающего. Гораздо лучше, если вы будете сохранять спокойствие и рациональный подход к делу и заранее продумаете, как вам следует себя вести в ходе критического анализа выслушиваемого вами выступления.
Контактное выслушивание
Контактное выслушивание особенно полезно в коучинге и консультировании, когда вашей целью в первую очередь является внимательное и доброжелательное выслушивание другого человека, а не подробное разъяснение ему тех или иных вопросов. В нем можно выделить три основные составляющие.
- Внимание: абсолютная сфокусированность на другом человеке.
- Поддержка: вербальные и невербальные сообщения, демонстрирующие ваше повышенное внимание к этому человеку.
- Эмпатия: вербальные и невербальные сообщения, показывающие, что вы разделяете чувства вашего собеседника.
Когда следует применять модель
Используйте контактное выслушивание при коучинге, консультировании и проявлении заботы в общении с коллегой или членом своей команды. Этот подход полезен для установления новых отношений или упрочения уже существующих.
Как следует пользоваться моделью
- Внимание: выслушивайте другого человека действительно очень внимательно, показывая движениями своего тела и ответами, что вы полностью сосредоточены на его словах. Конечно, в напряженной рабочей обстановке это трудновыполнимо, но к этому необходимо стремиться. Выключите свой мобильный телефон и уберите его из виду, попросите, чтобы вас во время разговора никто не беспокоил, — только так вы сможете полностью, как физически, так и умственно, погрузиться в обсуждение.
- Поддержка: она, помимо прочего, означает, что вы не перебиваете собеседника, не меняете тему, не отвлекаетесь в ходе разговора и воздерживаетесь от начальственного тона при общении с этим человеком. Нужно, чтобы в ходе разговора основное внимание уделялось не вам, а вашему собеседнику!
- Эмпатия: слушайте больше, чем говорите. Сочувствие проявляет себя в том числе в демонстрации того, что вы разделяете чувства вашего собеседника, даже если это не так.
Молчание порой бывает более красноречивым, чем слова. А когда вы говорите, просите разъяснить непонятные вам моменты, учитывайте чувства, испытываемые вашим собеседником, и сохраняйте нейтралитет. В данном случае ваше мнение не является главным.
Выводы
Чтобы научиться слушать, необходимы терпение и искренний интерес к другим людям. Различные виды выслушивания, которые упоминаются в этой книге, вовсе не обязательно применять в одиночку. Другими словами, не следует считать, что, занимаясь контактным выслушиванием, вы не можете высказать свое мнение или дать совет. Будьте внимательны к потребностям другого человека и гибко на них реагируйте.