Критическое и контактное выслушивание

Критическое выслушивание

Целью критического выслушивания является тщательное исследование или оценивание слов другого человека и высказывание тех мыслей, которые они у вас вызвали.

Выслушивать критически проще, если вы хорошо разбираетесь в обсуждаемой теме или хотя бы питаете к ней повышенный интерес. При таком выслушивании ваша цель состоит в том, чтобы рационально и объективно оценить аргументы вашего собеседника.

Критическое слушание

Когда следует применять модель

К критическому выслушиванию можно прибегать в следующих случаях:

  •  вы должны понять точку зрения другого человека до того, как примете какое-то решение или предпримете какие-то действия;
  • вам нужно собрать требующуюся вам информацию, оставив эмоциональную составляющую в стороне;
  • вы не знаете, на чью сторону в споре встать, и вам для принятия решения необходима дополнительная информация.

Как следует пользоваться моделью

  1. Проанализируйте мотивацию говорящего. Почему он занял такую позицию? Что повлияло на позицию говорящего?
  2. Какую цель преследует выступающий? Например, не пытается ли он убедить вас в чем-то, чему-то научить, о чем-то вас проинформировать, что-то вам продать, заставить поменять прежнюю точку зрения или, может быть, все то, что он вам говорит, это всего лишь стремление как-то себя проявить?
  3. Насколько достоверным является это сообщение?
  4. Подтверждается ли высказанное утверждение доказательствами? Согласуются ли напрашивающиеся выводы с теми вопросами, которые уже рассмотрены?
  5. Каким процессом воспользовался выступающий для сбора дополнительной информации?
  6. Насколько активно при обращении к вам выступающий прибегает к эмоциональным или логическим аргументам?
  7. В чем выступающий выиграет, если ему удастся убедить вас в правдивости своих аргументов? В чем он проиграет, если ему этого не удастся сделать?
  8. Обращается ли выступающий к вам, излагая личную точку зрения, или он представляет мнение кого-то еще?
  9. Насколько убедительной и полной является его аргументация? Что в ней было опущено и почему? Что было в нее включено и почему?

Очень важно, чтобы в ходе своего критического выслушивания вы отложили в сторону ваши предрассудки и проанализировали услышанное беспристрастно. Столь же важно, чтобы ваше критическое отношение проявляло себя только при анализе содержания дискуссии, но не распространялось на самого говорящего: не должно быть ничего личного. Любой ответ, который вы даете выступающему, должен относиться только к содержанию его речи: ее структуре, логической точности, фактической основе и т. д.

Выводы

Поскольку мы живые люди, у каждого из нас есть те или иные предубеждения, одни из которых мы проявляем осознанно, другие — бессознательно. Чем больше вы знаете о собственных пристрастиях, тем лучше можете управлять ими и оценить чей-то аргумент по существу, а не на основе того, в какой степени он соответствует вашим собственным представлениям по данной теме.

Когда вы думаете критически, остерегайтесь высказывать слишком суровые замечания в адрес выступающего. Гораздо лучше, если вы будете сохранять спокойствие и рациональный подход к делу и заранее продумаете, как вам следует себя вести в ходе критического анализа выслушиваемого вами выступления.

Контактное выслушивание

Контактное выслушивание особенно полезно в коучинге и консультировании, когда вашей целью в первую очередь является внимательное и доброжелательное выслушивание другого человека, а не подробное разъяснение ему тех или иных вопросов. В нем можно выделить три основные составляющие.

  1. Внимание: абсолютная сфокусированность на другом человеке.
  2. Поддержка: вербальные и невербальные сообщения, демонстрирующие ваше повышенное внимание к этому человеку.
  3. Эмпатия: вербальные и невербальные сообщения, показывающие, что вы разделяете чувства вашего собеседника.

Когда следует применять модель

Используйте контактное выслушивание при коучинге, консультировании и проявлении заботы в общении с коллегой или членом своей команды. Этот подход полезен для установления новых отношений или упрочения уже существующих.

Как следует пользоваться моделью

  • Внимание: выслушивайте другого человека действительно очень внимательно, показывая движениями своего тела и ответами, что вы полностью сосредоточены на его словах. Конечно, в напряженной рабочей обстановке это трудновыполнимо, но к этому необходимо стремиться. Выключите свой мобильный телефон и уберите его из виду, попросите, чтобы вас во время разговора никто не беспокоил, — только так вы сможете полностью, как физически, так и умственно, погрузиться в обсуждение.
  • Поддержка: она, помимо прочего, означает, что вы не перебиваете собеседника, не меняете тему, не отвлекаетесь в ходе разговора и воздерживаетесь от начальственного тона при общении с этим человеком. Нужно, чтобы в ходе разговора основное внимание уделялось не вам, а вашему собеседнику!
  • Эмпатия: слушайте больше, чем говорите. Сочувствие проявляет себя в том числе в демонстрации того, что вы разделяете чувства вашего собеседника, даже если это не так.

Молчание порой бывает более красноречивым, чем слова. А когда вы говорите, просите разъяснить непонятные вам моменты, учитывайте чувства, испытываемые вашим собеседником, и сохраняйте нейтралитет. В данном случае ваше мнение не является главным.

Выводы

Чтобы научиться слушать, необходимы терпение и искренний интерес к другим людям. Различные виды выслушивания, которые упоминаются в этой книге, вовсе не обязательно применять в одиночку. Другими словами, не следует считать, что, занимаясь контактным выслушиванием, вы не можете высказать свое мнение или дать совет. Будьте внимательны к потребностям другого человека и гибко на них реагируйте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...