Модель DISC поведенческих предпочтений личностей

Уильям Марстон (1893—1947) был эрудитом, получившим образование в области юриспруденции и психологии. Именно он изобрел полиграф детектор лжи, помог киностудии Universal Studios перейти от немых фильмов к звуковым и придумал персонаж для комиксов «Чудо-женщину».

В какой-то момент Марстона очень заинтересовала психология обычных людей, а не психологические расстройства, и он разработал простую модель под названием DISC, с помощью которой можно определять наши поведенческие предпочтения. Впервые об этой модели Марстон написал в книге «Эмоции нормальных людей», которая была издана в 1928 г.

DISC является инструментом, который поможет вам определить собственные и чужие предпочтительные виды поведения исходя из тех же самых принципов, на основе которых разработаны многие классические психометрические тесты, однако DISC более легка для понимания и применения. Знание принципов DISC поможет вам выявить ваши предпочтительные виды общения и более эффективно общаться с другими людьми.

В первоначальной версии Марстона аббревиатура DISC соответствовала словам «Dominance» («доминирование»), «Influence» («влияние»), «Stability» («стабильность») и «Compliance» («послушание»). Однако затем некоторые специалисты в этой области переработали эту модель, так как считали, что выбранные для нее термины вызывают не те ассоциации, которые требуются. Поэтому были предложены другие варианты для «расшифровки» аббревиатуры DISC, в том числе: «Dominance» («доминирование»), «Influence» («влияние»), «Steadiness» (»постоянство») «Compliance» («соответствие»).

Марстон не зарегистрировал авторские права на эту модель, и поэтому она остается в свободном доступе. Такое положение дел породило некоторые проблемы, поскольку издатели расходятся во мнениях относительно стандартного набора составляющих и тех цветовых оттенков, которые присваиваются каждой из них. Чаще всего, если говорить о цветах, говорится о следующих соответствиях:

  • доминирование — красный;
  • влияние — желтый;
  • постоянство — зеленый;
  • соответствие — голубой.

Модель DISC основывается на концепции предложенных Карлом Юнгом, современником Марстона, четырех базовых психологических типов, соотносящихся с четырьмя психологическими функциями: мышление, чувства, ощущение, интуиция. Эти психологические типы впоследствии были разделены на две группы: экстравертов и интровертов.

Модель DISK
Модель DISK

На основе квадранта, который наиболее близко представляет предпочтительный для нас стиль работы, можно достаточно точно предсказать, какие виды поведения характерны для людей, относимых к данному квадранту.

Доминирование

Доминирующий человек (для краткости будем называть его D) основное внимание уделяет результатам и достижениям. Человек с высоким показателем D относится к людям как к функционерам или как к винтикам в машине, чья роль заключается в достижении результатов. Такой человек может оказаться в затруднительном положении, если его поставить перед выбором — максимально доминировать или добиться успеха. Больше всего D опасается потерпеть неудачу и поэтому делает все возможное, чтобы ее избежать.

D с удовольствием воспринимает аргумент, но аргумент для него — это просто механизм, необходимый для достижения конечной цели. Когда аргумент себя исчерпывает, он становится для р совершенно ненужным. D не имеет злого умысла по отношению к противнику и, конечно, не лишается сна из-за спора с ним.

Другим людям D может казаться холодным и авторитарным человеком. D очень хорошо себя проявляет в кризисной ситуации, когда решения необходимо принимать быстро. Стоит отметить и тот факт, что D, не нахваливая никого из сотрудников, отлично судит об их сильных качествах и способностях. D, отдающий распоряжения в период кризиса, в полной мере исходит из того, что подчиненный сможет выполнить его распоряжение, потому что D уже оценил его способности.
D мыслит очень масштабно, стараясь представить себе всю картину целиком, и поэтому при получении отчета его в первую очередь интересуют краткие основные выводы, а также предлагаемые действия и рекомендации. Он не обращает большого внимания на детали, считая, что составители отчета их проверили, и поэтому они являются верными.

Влияние

Человеку, делающему ставку на влияние (I), нравится быть в центре внимания, много говорить, налаживать и улучшать отношения и получать удовольствие в компании других. I может оказывать значительное влияние. Он в целом исходит из того, что окружающие являются милыми и хорошими людьми, и сильно расстраивается, если кто-то поступает совсем не так, как он думает. I ставит на первое место отношения, а к работе относится почти как к их побочному продукту: «Если у меня установится достаточно сильная связь с этим человеком, у него появится сильная мотивация, чтобы выполнить порученное ему задание».

Больше всего I боится своего отторжения. Часто он не является командным игроком, потому что предпочитает личную свободу: в таких условиях ему удобнее думать, говорить и действовать, и поэтому указанный страх связан не с тем, что он боится быть отвергнутым командой, а скорее с опасением, что он окажется непопулярным или что люди будут говорить о нем плохо или с пренебрежением. Из-за этого I будет упорно трудиться, чтобы наладить отношения после ссоры, часто при этом проявляя чрезмерную щедрость к другим людям.

I может быть импульсивным, порывистым, иногда иррациональным, так как он хочет произвести впечатление на других. Поступая таким образом, I иногда сообщает о себе такие вещи, которые некоторые люди, особенно те, которые не являются социально активными, нередко предпочитают скрывать. Из-за этого другие люди могут считать его нескромным человеком.

I мыслит очень масштабно, и поэтому при получении отчета он прежде всего смотрит на то, упоминается ли он сам в этом отчете, и если да, относится к его содержанию положительно.

Постоянство

Ориентированный на постоянство человек (S) является командным игроком, который предпочитает, чтобы все было гармонично и шло гладко. При возникновении конфликтных ситуаций S проявляет себя как отличный арбитр. Его желание выступать посредником объясняется очень сильной неприязнью к конфликтам. Для S свойственны готовность прийти на помощь, действовать сообща и желание работать в тесном контакте с другими. S может считать I хвастуном, человеком, который хочет выделиться из толпы. У S такого желания нет. В некоторых чрезвычайных ситуациях S, который очень хорошо и глубоко вписывается в процесс, может замедлить работы команды настолько, чтобы тот соответствовал темпу работы самого медленного члена. Больше всего S боится изменений. Вполне вероятно, у S могут быть трудности при общении и с D, что случается, когда он видит, что D ведет себя напыщенно и агрессивно по отношению к другим и что D, не долго думая, может начать изменения, которые негативно отразятся на S.

S добрый и внимательный, терпеливый и хороший слушатель, сильно проявляющий эмпатию и умеющий направить свои усилия в нужное русло.

У человека с высоким показателем S часто также достаточно сильно себя проявляет и профиль С (о котором говорится ниже).
S при обдумывании уделяет большое внимание деталям, а при получении отчета сначала смотрит, не рекомендуется ли в нем проведение каких-то изменений, которые повлияют на его работу.

Соответствие

Люди соответствующего типа (С) любят данные, знания, исследования, анализ и информацию. В ходе дискуссий С высказывают свое мнение, в основе которого лежат хорошо изученные ими факты. При выполнении порученных им заданий они действуют методично, все всесторонне обдумывают и придают большое значение деталям. Больше всего С опасаются совершить ошибку. У таких людей часто образуются прочные союзы с очень сильно интегрированными в рабочий процесс (и также интровертами) S.

С не очень хорошо реагируют на оказываемое на них давле-яие, в ответ на которое прибегают к отвлекающим действиям или иногда игнорируют проблемы в надежде, что они сами «рассосутся». С в своих действиях придерживаются установленных правил. Часто они сами для себя формулируют свой личный этический кодекс или нормы, в соответствии с которыми они ведут себя в жизни. Как и D, С также очень сильно нравится держать все под своим контролем. Но у них эта черта проявляет себя в виде правил и процедур, а не авторитарного поведения, как у D. Обратите внимание, что порой недовольный С иногда может вести себя как D.

С при получении отчета обычно прочитывают его полностью, чтобы удостовериться, что проведенный в нем анализ является правильным, что выводы действительно сделаны на основе того, о чем говорится в отчете, и что приведенные в нем факты проверены и точны.

Когда следует применять модель

Модель DISC является универсальным коммуникационным инструментом, который поможет вам при общении с любым другим человеком и в любой форме: личном разговоре, по телефону или по электронной почте.

Как следует пользоваться моделью

DISC относится к тем моделям, в сути которых можно быстро разобраться, и позволяет быстро оценить мышление другого человека и его поведенческие предпочтения, благодаря чему вы можете лучше адаптировать свой стиль общения с ним и добиться большего от ваших отношений.

Вначале выясните, кажется ли интересующий вас человек скорее экстравертом или интровертом, но не перепутайте интроверсию с застенчивостью. Экстраверты, как складывается впечатление, черпают энергию у других людей, а вот интроверты подзаряжают свои батареи молча, в тот момент, когда они предаются размышлениям. Экстраверты прекрасно понимают, чего они хотят, однако им очень нелегко объяснить свои идеи другим людям. В то же время интроверты, перед тем как что-то скажут, сначала все старательно обдумают и сформулируют.

После этого попытайтесь определить, ориентирован ли человек больше на задачу или на людей. В первом случае для него главное достичь цель, при этом людей он воспринимает либо как помощников, либо как препятствия, соответственно способствующие достижению его цели или, наоборот, мешающие это сделать. Во втором случае человек активно занимается налаживанием отношений, считая, что это способствует выполнению необходимых работ.

Комбинация составляющих из вариантов ориентированность на задачу/людей, с одной стороны, и экстраверт/интроверт — с другой, позволяет вам отнести анализируемого человека к определенному квадранту и тем самым определить, какие виды мышления и поведения для него предпочтительны.
Вам не следует рассчитывать на то, что интересующий вас человек станет подстраиваться под ваш стиль поведения, поэтому вы сами должны вести себя гибко, уметь ставить себя на место другого и видеть ситуацию с его точки зрения, независимо от того, насколько это для вас необычно или неудобно. Например, если вы говорите с человеком, имеющим высокий показатель по шкале D, на это время вы сами должны стать D и говорить и действовать, если не в полной мере, как такие люди, то по крайней мере таким образом, на который они готовы отреагировать.

Представьте себе следующую ситуацию: босс с высоким показателем D разговаривает с членом команды с высоким показателем С.

D: «А это сработает?»
С: «Все не так просто. Позвольте мне поделиться некоторыми мыслями по этому поводу, после чего я поясню, что будет работать так, как мы хотим, а что не будет».
D: «Мне ни к чему излишние подробности. Я спросил, будет ли это работать».
С: «Как я уже объяснял, все не так однозначно. Есть тонкости, которые необходимо учитывать, и если вы дадите мне время, чтобы все объяснить, станет более понятно, на чем мы должны сосредоточить наши усилия».
В соседнем офисе: босс с высоким показателем D разговаривает с членом команды с высоким показателем I.
D: «А это сработает?»
I: «Как выступил ваш сын в выходные дни на соревнованиях по плаванию?»
D: «Ну, он выиграл, конечно. Теперь давайте перейдем к делу».
I: «Сколько ему сейчас лет? Девять?»
D: «Одиннадцать. Теперь, пожалуй, перейдем к тому вопросу, для обсуждения которого мы встретились».
I: «Одиннадцать? Не может быть! Кажется, что всего несколько недель назад вы приводили его в офис, когда проводили мероприятие „Приведите своего сына на работу на один день“».

Разница в стилях в обоих случаях очевидна. Вот некоторые советы о том, как лучше общаться с представителями каждого типа.

Доминантный

  • Говорите четко и лаконично.
  • Не извиняйтесь за свое сообщение.
  • Как можно меньше говорите на общие темы.
  • Не перебивайте.
  • Не говорите о себе: внимание должно уделяться не вам, а достигнутым результатам.
  • Все делайте быстро: D не любят долгих встреч и разговоров.
  • Сосредоточьтесь только на обсуждаемой теме.
  • Говорите только о том, что каждый из вас будет делать лично, не заостряйте внимания на том, что вы член команды, и поэтому не используйте слово «мы».

Оказывающий влияние

  • Ведите разговор на общие темы.
  • Разговаривайте о степени вовлеченности людей в то задание, которое вы обсуждаете (будьте осторожны, чтобы не сболтнуть чего-нибудь лишнего).
  • Творчески пользуйтесь возможностями языка.
  • Шутите.
  • Время от времени льстите.
  • Будьте готовы к тому, что вас пригласят встретиться за чашкой кофе или выпить.

Постоянный

  • Говорите с точки зрения «мы», как можно полно включитесь в разговор.
  • Обсуждайте возможные перемены очень осторожно.
  • Подчеркивайте важность сотрудничества в ходе работы.
  • Говорите вежливо.
  • Будьте терпеливы и внимательно слушайте собеседника.
  • Обсудите, как вы можете помочь друг другу в вашей/их работе.

Соответствующий

  • Как можно меньше говорите на общие темы.
  • Сосредоточьтесь на фактах.
  • Постарайтесь, чтобы у собеседника возникли теплые чувства, связанные с его исследованиями и знаниями.
  • Будьте готовы выслушивать детали и поэтому выделите достаточно времени для разговора.
  • Предоставьте ему право выбора места встречи (как правило, это будет офис).
  • Говорите о качестве и стандартах.

Выводы

В модели DISC разобраться проще, чем в более глубоко проработанных психометрических инструментах. С ее помощью можно быстро приблизительно оценить виды поведения, типичные для анализируемого вами человека. Самое прекрасное в этой модели — обсуждение видов поведения простым языком. Правда, мы все являемся довольно сложными личностями и поэтому не очень хорошо вписываемся только в один из четырех квадрантов этой модели. Однако, начав с анализа собственных предпочтений, определив, на что тратится больше всего и меньше всего ваших сил, а затем выявив различия между вами и другими, можно найти очень полезный совет о том, как эффективно с ними работать.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...