Трансактный анализ общения Эрика Берна

Трансактный анализ (ТА), или анализ поступков, является направлением популярной психологии, разработанным в 1950-х гг. канадским психоаналитиком Эриком Берном (1910—1970).

Он утверждал, что, выстраивая отношения, мы подходим друг к другу, исходя из множества эго-состояний, которые он назвал «родитель», «взрослый» и «ребенок». Если мы поймем эго-состояния и себя, и других людей, то сможем лучше общаться с ними и добиваться более крепких отношений.

Когда встречаются два человека, один из них начинает говорить. То, что этот человек говорит, называется трансактным стимулом. Другой реагирует на него трансактным ответом. Считается, что каждый стимул и ответ связаны с одним из трех эго-состояний: родителя, взрослого или ребенка. Важно отметить, что термины «родитель», «взрослый» и «ребенок», используемые в ТА, не совпадают в точности с содержанием этих слов, когда они применяются в обычной речи.

Трансактный анализ
Трансактный анализ

Состояние «родитель»

Когда вы были ребенком, большая часть получаемых вами наставлений поступала вам от взрослых людей: родителей, дедушек и бабушек, учителей и других, которые направляли вас такими выражениями, как «Ты не можешь…», «Не надо…», «Ты не должен…» или «Прекрати это!». Именно от этих авторитетных фигур мы узнали слова «никогда» и «всегда». Став взрослыми, мы «вспомнили» эти утверждения, и наше состояние родителя стало отражать те внешние влияния, которые мы получали в ходе взросления. Поэтому родитель в ТА может быть описан как воспитывающий или контролирующий.

Состояние « ребенок»

Если в основе состояния родителя лежат внешние воздействия, которые проявляют себя во время нашего взросления, в основе состояния ребенка лежат внутренние эмоции и чувства. Как вы
себя чувствовали, когда кто-то вас ругал, вам улыбнулся, запугивал вас, осуждал или одобрял вас? Все эти чувства формируют наше состояние ребенка. Ребенка в ТА можно описать терминами « естественный»(незначительное самосознание, характерные для детей звуки, игривость); « маленький (любопытный и любящий экспериментировать); «адаптивный (либо приспосабливающийся к своим обстоятельствам, либо противостоящий им). Сочетание слов « естественныйи « образует такое понятие, как «свободный ребенок».

Состояние «взрослый»

Состояние взрослого находится между двумя другими состояниями и достигается в тех случаях, когда мы видим разницу между тем, что мы наблюдали (состояние родителя) или чувствовали (состояние ребенка). Взрослый делает выводы самостоятельно, рационально; он уверен в себе, и ему комфортно на своем месте; при ведении дискуссий он полагается на факты и данные.

Стимулы, посылаемые одним из эго-состояний, могут получить ответ как из того же состояния, так и от других.

Возможны три вида трансакций.

Комплементарная (дополняющая)

Одна сторона обращается к другой, исходя из того состояния, в котором та находится, например взрослый со взрослым, ребенок с ребенком, родитель с ребенком.

  • «У вас была возможность прочитать отчет совета директоров?» (взрослый-взрослый).
  • «Да, я именно сейчас его просматриваю» (взрослый-взрослый).
  • «Как ты думаешь, босс заметит, если мы сейчас слиняем и пойдем выпьем?» (ребенок-ребенок).
  • «Блестящая идея! Если мы уйдем из офиса через черный ход, нас никто не заметит» (ребенок-ребенок).
  • «Я ожидаю, что к пяти вечера доклад будет на моем столе» (родитель-ребенок).
  • «Я закончу его намного быстрее, если вы не будете стоять над душой» (ребенок-родитель).

Перекрестная

Партнеры обращаются друг к другу в ситуации, когда один из них на самом деле не находится в том состоянии, на которое рассчитывает другой. Это может привести к конфликту.

  • «У вас была возможность прочитать отчет совета директоров? » (взрослый-взрослый).
  • «Я прочту его гораздо быстрее, если вы перестанете звонить мне каждые пять минут» (ребенок-родитель).

Скрытая

На первый взгляд разговор кажется совершенно понятным, однако в нем в неявном виде есть скрытый мотив. Берн описывает такие виды общения как социальные (о чем мы говорили) и психологические (то, что мы на самом деле имели в виду) сообщения. Например, когда мы саркастичны, слова не совпадают с тональностью и движениями тела.

«Я уверен, что, если мы предоставим вам достаточно времени, вы сможете доказать свой профессионализм» (взрослый-ребенок). (Это говорится с улыбкой, вздохом, поднятыми бровями и немного склоненной вниз головой.)

Когда следует применять модель

Она может быть использована в любое время, когда вы собираетесь похвалить члена команды, объявить ему выговор, отправить ему непростое сообщение, распределить работу между членами команды, оценить их результаты. Во всех этих случаях ТА поможет вам подойти к этому так, как надо, и правильно реагировать при общении.

Как следует пользоваться моделью

С помощью ТА можно очень хорошо разобраться в том, какими являются наши коммуникации, и это знание поможет нам правильно оформить отправляемые нами сообщения при любом взаимодействии с другими людьми. К тому же благодаря ей вы сможете лучше понимать их сообщения и соответствующим образом на них отвечать.

Начните с наблюдения за разговорами других людей. Обратите внимание на те моменты, когда собеседники чувствуют себя легко и непринужденно и когда они напряжены. Обдумайте, почему это происходит. В каких состояниях были общавшиеся друг с другом люди? В комплиментарном, перекрестном или скрытом? Что любой из участников перекрестной трансакции мог бы сделать по-другому?

А теперь вспомните недавний неприятный разговор на работе. Вы его начали (отправили трансактный стимул) или ответили (дали трансактный ответ)? С каких эго-состояний начали вести общение стороны? Сохранились ли эти состояния в течение всего разговора или они изменились? Если вы могли бы вернуть время назад и еще раз повторить этот разговор, что вы сделали бы по-другому? Как вы могли бы применить знания о ТА, чтобы прийти к более устраивающему вас исходу?

При попытке уладить конфликт между членами команды, определяете ли вы, в каком состоянии они общаются? Можете ли вы, действуя в состоянии взрослого, выступить арбитром таким образом, чтобы стороны конфликта поняли, что ваше взрослое состояние быстро продвигает их к решению?

Когда вы сталкиваетесь с человеком, который говорит как ребенок, отвечайте ему как взрослый. Хотя здесь имеет место перекрестная трансакция, она убирает эмоции из разговора и отправляет сообщение, что вы не будете вступать во взаимодействие на уровне ребенок-ребенок. Убрав эмоции, вы будете говорить как более зрелый человек, разумный и контролирующий ситуацию.

  • Член команды (обиженно): «Это просто несправедливо. Вы никогда не даете мне хорошие проекты» (ребенок).
  • Вы (спокойно): «Давайте поговорим о задании, которое имеется на данный момент, и посмотрим, каким проектом вы хотели бы заняться. Мы разберем вашу нынешнюю и прогнозируемую рабочую нагрузку и оценим затраты времени, которое вам потребуется для выполнения ваших заданий» (взрослый).
  • Вы (спокойно): «Я заметил, что на этой неделе во время работы вы очень много используете Интернет в личных целях (взрослый).
  • Член команды (сердито): «Вы не можете этого доказать: здесь ваше слово против моего» (ребенок).
  • Вы (спокойно): «Очень важно, чтобы в течение рабочего дня вы целенаправленно занимались своими основными проектами. Я попрошу отдел информационных технологий прислать мне выписку из журнала посещения страниц в Интернете в течение этой недели. Давайте встретимся завтра в это же время и еще раз обговорим этот вопрос» (взрослый).

Выводы

Знания и практика трансактного анализа помогут вам повысить свое самосознание, так как вы узнаете, как лучше вести разговор, чтобы от него был толк. Благодаря ТА вы также сможете лучше разобраться в других людях и увидеть, что изменение вашего состояния влияет на них, а также понять, что работает и не работает в их отношениях друг с другом, если посмотреть на них в свете ТА.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...